В конце марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и Минфину до 15 апреля представить в правительство "дорожную карту" по поддержке экономики и социальной сферы Крыма и Севастополя в текущем году. Именно эта "дорожная карта", по сути дела, и сформирует тот ландшафт, на основе которого будет строиться все дальнейшее будущее 84-го субъекта.

 

Особая зона

 

До 15 апреля Минэкономразвития, Минфину, Минрегиону, помимо прочего, также поручено подготовить и представить предложения о создании на территориях Крыма и Севастополя особой экономической зоны. Предполагается, что ОЭЗ Крыма будет схожа с ОЭЗ в Калининградской области, созданной в 1991 году. Создать ОЭЗ планируется на всей территории полуострова, включая Севастополь, сроком на 49 лет, при этом ее действие будет регулироваться соответствующим федеральным законом.

Помимо режима свободной таможенной зоны, в Крыму предлагается установить упрощенный визовый и миграционный режим

Помимо режима свободной таможенной зоны, который предусматривает беспошлинный вывоз продуктов переработки с ее территории, в Крыму предлагается установить упрощенный визовый и миграционный режим и допустить частичное применение нормативно-технических документов Евросоюза вместо российских техрегламентов.

Кроме того, резиденты ОЭЗ в Крыму получат внушительные налоговые льготы. В частности, речь идет о нулевой ставке по налогам на прибыль, имущество, землю, транспорт и отмене страховых взносов. При этом через десять лет региональная часть налога на прибыль должна вырасти до 10 процентов, а федеральная доля по-прежнему останется нулевой.

Предполагается, что создание в Крыму ОЭЗ должно не только стимулировать экономику региона, но и значительно ускорит международное признание присоединения Крыма, пусть хотя бы и парадоксальными способами: к примеру, если страны-участницы ВТО захотят предъявить Москве претензии из-за слишком щедрых льгот для Крыма, им придется сначала признать его территорией России.

Паралелльно с этим в СМИ появилась информация о планах правительства создать в Крыму игорную зону. Тем не менее, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, ЖКХ и соцуслуги, "важнее сейчас, чем обсуждение таких глобальных планов или выстраивания проектов, будь то особая экономическая зона и, тем более, игорная зона". По мнению правительства, первоочередной задачей сейчас является выстраивание прочной и надежной системы управления Крымом и только после этого появится возможность разрабатывать и осуществлять какие-то проекты на его территории. 

 

Татарский гамбит

 

На фоне открывающихся для Крыма всесторонних перспектив, один из вопросов остается перманентно открытым и противоречивым - а именно, позиция меджлиса крымских татар по отношению к статусу Крыма. 15 апреля, помимо прочего, является также сроком, до которого на сессии Курултая крымских татар может быть принято решение о так называемом «национальном референдуме» и вопросах для голосования.

31 марта, выступая на неформальной встрече Совбеза ООН, созванной по инициативе Литвы и Украины, бывший председатель меджлиса Мустафа Джемилев заявил, что только коренное население имеет право решать вопрос самоопределения той или иной территории, и назвал крымский референдум циничным и абсурдным. Ссылаясь на некие неназванные источники сведений, он заявил, что реальная явка на референдум в Крыму составила «не 82 %, как утверждалось оккупационными властями, а всего 32,4 %», однако уже на следующий день, 1 апреля, меджлис принял решение сотрудничать с крымскими властями, подчеркнув однако, что такое решение не означает признания политических, правовых, экономических и других изменений, осуществляемых в Крыму без согласия и помимо воли крымскотатарского народа — коренного народа Крыма.

В данной ситуации меджлис выбрал двоякий путь.

Вполне очевидно, что мнение меджлиса - не означает автоматически мнения большинства - не секрет, что немалая часть крымскотатарского народа положительно оценивает вхождение Крыма в состав РФ, и не в последнюю очередь благодаря обширным перспективам, которые в Крыму уже начали претворяться в жизни. Именно поэтому, как отмечают эксперты, в данной ситуации меджлис выбрал двоякий путь: с одной стороны, Курултай может созвать некий "национальный референдум", который, по идее, выражает волю большинства, что вполне устраивает власти Крыма, с другой стороны, любые претензии со стороны Киева точно также всегда можно списать на волю большинства, с которой нельзя было не считаться. Кто в данном случае оказывается проигравшим, а кто победителем, кто жертва, а кто жертвующий покажет время, однако истекающий без конкретного решения срок может вполне свидетельствовать о неготовности Курултая сделать шаг навстречу тому самому большинству, чье мнение и есть единственно важное в сложившейся ситуации.

 

Ника Бажанова