В мае президент России Владимир Путин сделал ряд поручений о дополнительных средствах по стимулированию экономического роста, в частности призвав разработать меры для перевода системообразующих организаций экономики страны в юрисдикцию России. Идея перекрыть каналы вывода российских денег за границу, безусловно, не нова, но до сих пор все попытки ее законодательного оформления не добирались до логического завершения.


Своя рубашка ближе к телу

 

Законопроект, направленный на возвращение в российский бюджет денег, выведенных в офшоры, на прошлой неделе внесенный на рассмотрение Госдумы представителями всех четырех парламентских фракций, создает законодательную базу для выявления тех коммерческих структур, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но находятся под фактическим контролем российских юридических или физических лиц. В отношении них вводятся понятия "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо". Список критериев, согласно которому "дочки" системообразующие предприятия российской экономики должны быть выведены из офшоров, было поручено разработать к 1 ноября.

Между тем, Минэкономразвития считает целесообразной принудительную деофшоризацию исключительно для предприятий оборонно-промышленного комплекса либо для компаний, у которых на долю государственного оборонного заказа приходится более 50% выручки за трехлетний период. В остальном же ведомство считает подобный маневр рискованным для российских компаний и для национальной экономики в целом. Речь идет, прежде всего, о снижении конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, вплоть до закрытия важных направлений бизнеса. Также Минэкономразвития называло риски неисполнения внешнеэкономических контрактов и риск значительных издержек при неочевидном положительном эффекте.

По мнению ведомства, наилучшим стимулом для перевода холдингов российских компаний в Россию будет повышение удобства ведения бизнеса в стране и создания механизмов, облегчающих доступ компаний к финансированию (совершенствование налогов, снятие ограничений на обращение акций эмитентов за рубежом, либерализация валютного контроля и прочее).


Всему свое время

 

Возникает вопрос: что стало причиной появления этого законопроекта именно сейчас — реальные потребности российской экономики или же это как-то связано с напряженными отношениями с Западом и введенными против России санкциями? 

Павел Кудюкин, экс-министр труда РФ

Павел Кудюкин, экс-министр труда РФ , "Когда имеется возможность выводить значительную часть доходов из-под национального налогообложения, это очень серьезная проблема для бюджета каждой страны", — прокомментировал Кудюкин. Тем не менее, тот факт, что этот вопрос остро поставлен именно сейчас, не связан непосредственно с санкциями Запада против России или же ответными шагами российского руководства. Эксперт напомнил, что "большая часть офшоров находится не в странах Евросоюза и не в США или Канаде, причем часто офшоры — это очень специфические территории, нередко зависимые, но в Евросоюз не входящие, как, например, Британские Виргинские острова". Так что, по словам Кудюкина, появление законопроекта объясняется "нынешними проблемами с российским бюджетом, который из-за экономического кризиса пополняется с большим трудом.

  Ника Бажанова