Ситуация в стране лучше ожиданий экономистов, но говорить, что кризис миновал, еще рано, считает глава Банка России Эльвира Набиуллина. Риски лишь «смягчились», но остаются прежними. Регулятор видит два варианта развития событий. Впрочем, оба довольно условные.

 

Системные риски

 

По прогнозам Эльвиры Набиуллиной, только из-за падения экспорта Россия ежегодно будет недополучать 150–170 млрд долларов. Цены на нефть на мировых рынках будут в полтора раза ниже средних за последние пять лет.

Еще один важный системный российский риск — ограниченный доступ на рынки капитала — сейчас несколько сглажен относительно мягким графиком предстоящих платежей, сообщает Газета.ру.

«По нашим оценкам, в оставшуюся часть года за вычетом внутригрупповых платежей крупных компаний платежи по долгу составят около $40 млрд. Это примерно в два раза ниже темпов погашения долгов в прошлом году. На наш взгляд, такой уровень платежей по внешнему долгу экономика может пройти достаточно спокойно», — считает глава ЦБ.

ЦБ наметил два сценария дальнейшего развития: позитивный и негативный. Первый – при котором будет меняться отраслевая структура экономики в сторону большей доли обрабатывающих секторов, секторов услуг при существенном повышении производительности труда.  Второй же при стабилизации нефтяных цен позволит расслабиться и в старой структуре экономики с низкой производительностью удовольствоваться 1–2% роста. По мнению руководителя Центробанка, оба сценария реальны.

 

Резерв в полтриллиона

 

Начатые в середине мая покупки валюты со стороны ЦБ для пополнения международных резервов не говорят об отказе регулятора от таргетирования инфляции (цель ЦБ — 4% в 2017 году), настаивает Набиуллина. Она приводит в пример Израиль, Чили, Новую Зеландию и Мексику, которые придерживаются режима инфляционного таргетирования, но тоже в те или иные моменты проводят политику накопления резервов.

 «Одно другому никак не противоречит», — отметила глава ЦБ.

Российские резервы составляют $360,5 млрд и легко покрывают трехмесячный импорт, что более чем в два раза превосходит уровень достаточности резервов по международным стандартам. Однако с учетом ограничения доступа на рынки и оттока капитала резервы, по мнению ЦБ, должны быть еще выше.

Одна из задач ЦБ на ближайшее время, по словам Набиуллиной, нарастить в течение ряда лет запас резервов до $500 млрд, чтобы покрывать значительные оттоки капитала на протяжении двух-трех лет.

«Такая политика регулятора приведет к дополнительному спросу на валюту и может оказать негативное влияние на перспективы рубля», — сказал Газете.ру Ярослав Лисоволик, главный экономист Deutsche bank. По его словам, политика слабого рубля снижает вероятность проведения структурных реформ, так как вместо них фактически используется своего рода паллиатив в виде ослабления обменного курса.

 «Те титанические усилия, тот рост процентного риска, которыми банки заплатили за переход к плавающему курсу и управлению через ставки, – все впустую. За этим стоит желание ослабить рубль. Видимо, власти, посовещавшись, пришли к выводу, что, чтобы сохранить на плаву российские компании, надо иметь слабый рубль», - цитируют "Ведомости" бывшего зампреда ЦБ Олега Вьюгина.

 Марина Староверкина