Представляя в Госдуме проект бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении, министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что в бюджете есть все ресурсы, чтобы адекватно ответить на вызовы, которые стоят сегодня перед экономикой, при этом претензии к показателям макропрогноза, на котором проект основан, министр счел несущественными. Судя по всему, они все же существеннее, чем предполагалось.

 

И все не то, и все не так

 

Одной из главных проблем исходной версии проекта, заключается в том, что бюджет верстался исходя из макроэкономического прогноза, предполагающего восстановление темпов роста в предстоящую трехлетку (ускорение роста ВВП до 1,2% в 2015 году, 2,3% в 2016 году и 3% в 2017 году). В 2014 году, как ожидается теперь, показатель составит 0,5%.

Инфляция в этом макропрогнозе заложена в 5,5% в 2015 году, 4,5% в 2016 году и 4% в 2017 году. По итогам 2014 года инфляция ожидается на уровне 7,5% (против 6,5% в 2013 году).

Кроме того, бюджет на 2015 год рассчитывался исходя из среднегодового курса доллара на уровне 37,7 рубля. При этом официальный курс доллара к рублю, установленный ЦБ РФ на пятницу, 14 ноября, составляет 46,12 рубля.

 

Поправки

 

Согласно поправкам, во втором чтении дополнительно выделяется около 43 миллиардов рублей на разные приоритетные направления в 2015 году - 20 миллиардов рублей пойдут на поддержку сельского хозяйства и развитие импортозамещения в АПК, около 1 миллиарда рублей выделяется на реализацию подпрограммы по развитию осетрового хозяйства в 2015 году.

Что касается реализации мероприятий по созданию условий для занятий физкультурой и спортом в сельской местности, то в 2015 году планируется дополнительно выделить 1,8 миллиарда рублей. На продолжение финансирования строительства бассейнов при высших учебных заведениях в 2015 году будет выделено 1,3 миллиарда рублей.

Также около 420 миллионов рублей выделяется на обеспечение плана мероприятий по проведению Года литературы в 2015 году и финансовое обеспечение расходов Книжной палаты, из них 300 миллионов на Год литературы, 120 миллионов — на Книжную палату. Дополнительная финансовая поддержка региональных СМИ в 2015 году составит в 2015 году 300 миллионов рублей.

Печать денежных купюр. Архивное фотоПомимо этого, поправками предполагается выделить на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, пять миллиардов рублей в 2015 году. Также дополнительно будет отведено более 217 миллионов на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов. На субсидии с целью строительства детских садов выделено около 10 миллиардов рублей. Кроме того, неиспользованные средства в 2014 году перейдут на 2015 год. Почти вдвое поправками увеличиваются расходы на обеспечение жильем молодых семей — с 3,5 миллиардов рублей до 6,8 миллиардов рублей в 2015 году.

Ранее комитет одобрил правительственные поправки, предусматривающие выделить дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов Крыма и Севастополя в 2015 году. В частности, дотации предлагается выделить Крыму в 2015 году в размере 17,677 миллиарда рублей, а Севастополю — 5,599 миллиарда рублей.

Кроме того, будут выделены дополнительные средства на мероприятия по подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году в России. Ранее проект бюджета предполагал выделить на подготовку к чемпионату в рамках этой подпрограммы 1,938 миллиарда рублей только в 2017 году. Однако депутаты на заседании комитета отметили, что этих средств будет недостаточно.

Так, согласно поправкам, дополнительно выделяется в 2015 году — 1,968 миллиарда рублей, в 2016 году — 2,125 миллиарда рублей.

 

Доходы и расходы

 

Согласно документу, доходы бюджета в 2015 году составят 15,082 триллиона рублей (19,5% ВВП), в том числе, объем дополнительных нефтегазовых доходов — 344,261 миллиарда рублей, расходы — 15,513 триллиона рублей (20% ВВП), дефицит — 430,718 миллиарда рублей (0,6% ВВП).

На 2016 год запланированы доходы 15,796 триллиона рублей (19% ВВП), среди них объем дополнительных нефтегазовых доходов прогнозируется на уровне 355,802 миллиарда рублей, расходы — 16,272 триллиона рублей (19,6% ВВП), дефицит — 476,3 миллиарда рублей (0,6% ВВП).

Что касается доходной части в 2017 году, то планируется, что бюджет получит 16,548 триллиона рублей (18,4% ВВП), среди которых 359,748 миллиарда рублей — дополнительные нефтегазовые доходы. Расходы составят 17,089 триллиона рублей (19% ВВП), дефицит — 540,9 миллиарда рублей (0,6% ВВП).

Расходы сформированы в рамках "бюджетного правила". По нему базовая цена на нефть рассчитывается как среднее за последние несколько лет и составит 96 долларов за баррель в 2015-2017 годах. Цена на нефть марки Urals в 2015-2017 годах прогнозируется на уровне 100 долларов за баррель. За прошедший период 2014 года нефть торговалась на уровне 104 долларов.

 

Расстановка приоритетов

 

Отдельная статья расходов привлекла повышенное внимание – Россия увеличивает расходы на национальную оборону. При этом расходы на образование и здравоохранение будут в следующем году снижаться.

Намеченный в проекте федерального бюджета существенный прирост оборонных расходов в 2015 году вызван стремлением руководства страны выполнить план завершающего года госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы, прекращающей свое действие с 2016 года в связи с принятием последующей программы. Однако, как отмечают эксперты, в условиях наступающего экономического кризиса эта цена может оказаться неприемлемо высокой.

Что касается снижения расходов на высшее образование, то оно отчасти обусловливается сжатием вузовской сети в связи со значительным уменьшением студенческих контингентов в силу демографических причин. При этом сокращение расходов на здравоохранение связано в первую очередь с передачей функций по оплате высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом следует учитывать, что сокращение расходов ранее было запланировано на 2014 год. Однако в течение 2014 года объем расходов на здравоохранение был увеличен, что говорит о том, что средств ОМС (включая взносы региональных бюджетов за неработающее население) может не хватить для обеспечения необходимых объемов медицинской помощи.

 Ника Бажанова