Министр финансов РФ Антон Силуанов, представляя в Госдуме проект бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении, отметил, что в бюджете есть все ресурсы, чтобы адекватно ответить на вызовы, которые стоят сегодня перед экономикой. Претензии к показателям макропрогноза, на котором проект основан, министр счел несущественными.

 

Большие надежды

 

«Нам задавали вопросы, говорили, что сейчас новые экономические реалии, а бюджет составлен на основе старых данных. Но пересчитывать параметры и пересматривать бюджет не надо — он строится исходя из долгосрочных и среднесрочных принципов планирования», - сказал Силуанов. По мнению министра, главное — исполнить все предусмотренные обязательства, и у России есть резервы, чтобы в любой ситуации исполнить параметры бюджета. Сегодня поменялся платежный баланс, курс валют, экономика адаптируется к новым условиям. «И бюджет тоже должен адаптироваться, но это не значит, что его надо пересматривать», — подчеркнул Силуанов.

Говоря об основных характеристиках бюджета, министр финансов отметил, что дефицит бюджета небольшой — 0,6 % ВВП на три года. Вместе с тем, предусмотрен рост расходов бюджета на 11%. Чтобы выполнить приоритетные задачи, расходы в сумме 1,5 триллионов рублей перенесены на более поздние сроки. В следующем году индексацию зарплат бюджетниками предусмотрели только на уровне инфляции. Отменены пороговые значения в Фонд медицинского страхования: работники с большими зарплатами — нефтяники, финансовый сектор — будут платить больше. Это даст дополнительные доходы и ФОМС, и бюджету — полученные деньги пойдут на финансирование социальных программ. «Существенно изменено налогообложение в нефтяной отрасли, в итоге цена на нефть на внутреннем рынке стала более реальной, — сказал Силуанов. — Нефтяники не потеряли от налогового маневра, и те, кто не успел модернизировать предприятия, имеют возможность работать дальше».

Приоритеты бюджета в 2015-2017 годах связаны с поддержкой новых субъектов Федерации — для Крыма и Севастополя предусмотрены дополнительные трансферты. Увеличено финансирование других регионов — например, Дальнего Востока. Предусмотрено увеличение средств на импортозамещение и поддержку экспорта — 38 миллиардов рублей и 44 миллиарда рублей соответственно. Увеличено финансирование дорожной инфраструктуры. На решение транспортных проблем в Москве пойдет 32 миллиарда в 2015 году, и по 45 миллиардов в 2016 и 2017 годах соответственно.

В следующем году не предусматривается пополнение Резервного фонда. Будут сокращены внешние заимствования. Госдолг составит 12-13 % ВВП, и это, по словам Антона Силуанова, нормально для российской экономики. «Не надо равняться на другие страны, у которых долг 100-150 % ВВП, — сказал он. — Огромные средства уходят на обслуживание внешнего долга».

В приоритете не только экономика, но и социальные расходы. На социальную политику уйдет 35% всех бюджетных расходов, на образование — 10,6 %, на здравоохранение -  9,2 %, на оборону — 10.7% всех расходов бюджета на три года. По словам Антона Силуанова, ожидается лучшее выполнение региональных бюджетов, их объем будет расти на 10% в год.

 

Расстановка приоритетов

 

Отдельная статья расходов привлекла повышенное внимание – Россия увеличивает расходы на национальную оборону. При этом расходы на образование и здравоохранение будут в следующем году снижаться.

Намеченный в проекте федерального бюджета существенный прирост оборонных расходов в 2015 году вызван стремлением руководства страны выполнить план завершающего года госпрограммы вооружения на 2011-2020 годы, прекращающей свое действие с 2016 года в связи с принятием последующей программы. Однако, как отмечают эксперты, в условиях наступающего экономического кризиса эта цена может оказаться неприемлемо высокой.

Что касается снижения расходов на высшее образование, то оно отчасти обусловливается сжатием вузовской сети в связи со значительным уменьшением студенческих контингентов в силу демографических причин. При этом сокращение расходов на здравоохранение связано в первую очередь с передачей функций по оплате высокотехнологичной медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом следует учитывать, что сокращение расходов ранее было запланировано на 2014 год. Однако в течение 2014 года объем расходов на здравоохранение был увеличен, что говорит о том, что средств ОМС (включая взносы региональных бюджетов за неработающее население) может не хватить для обеспечения необходимых объемов медицинской помощи.

 Ника Бажанова