В общей сложности предложенный государством документ предусматривает семь ключевых направлений по борьбе с кризисом, в их числе: поддержка импортозамещения и экспорта несырьевых, а также высокотехнологичных товаров, содействие развитию малого и среднего бизнеса, создание возможностей для привлечения финансирования в значимых секторах экономики, также при реализации государственного оборонного заказа, компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан, снижение напряженности на рынке труда, оптимизация бюджетных расходов и повышение устойчивости банковской системы.

 

Правительство оценило антикризисную программу 2015 года в 1,3 трлн руб. С учетом 1 трлн руб., уже выделенного на докапитализацию банковской системы, стоимость мер по поддержке экономики составит 2,17 трлн руб.

 

Основные пункты

 

Ежегодные расходы бюджета планируется снижать как минимум на 5% в течение трех лет, без учета запланированного 10-процентного снижения в 2015 году. При этом обязательства социального характера останутся в силе, что потребует дополнительных бюджетных ассигнований. Неурезанными останутся и расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств РФ.

Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена. Будут сокращены расходы на функционирование органов государственной власти, в том числе за счет уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности.

Кроме того, на основе нового макроэкономического прогноза, разработанного в связи с сохранением неблагоприятной внешней конъюнктуры, будут подготовлены предложения по дальнейшей оптимизации структуры федерального бюджета в среднесрочной перспективе, в том числе за счет ежегодного снижения расходов как минимум на 5% в реальном выражении в течение трех лет. К 2017 году необходимо достичь сбалансированности бюджетной системы при наиболее вероятном уровне цен на основные товары российского экспорта, отмечается в документе.

 Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ

Мы как ответственные руководители должны понимать ту цену, которую нам приходится платить за принятые решения, какая непростая работа нам предстоит, чтобы минимизировать последствия экономических проблем.

 

Налог на малый бизнес

 

Правительство даст регионам право снижать налог на малый бизнес, рассчитываемый по упрощенной системе, с 6 до 1% с дохода. Также регионы получат возможность снизить ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5%.

В частности, рассматривается предоставление права регионам "снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", с 6 до 1%" и "предоставление права регионам снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, с 15 до 7,5%".

© ИТАР-ТАСС/ Игорь Кубединов

 

Банк плохих активов

 

Минфин РФ и Минэкономразвития РФ должны до 30 января 2015 года подготовить предложения о создании банка плохих долгов и представить доклад в правительство. Создание такого банка направлено на повышение стабильности банковской системы и оздоровление организаций реального сектора экономики.

Создание банка плохих активов в рамках антикризисного плана предусмотрено для предотвращения банкротства крупных предприятий, а не для капитализации банков, заявил журналистам замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.

"Эта мера не направлена на капитализацию банков, она направлена на решение проблем предприятий. Это не классический банк плохих активов, при помощи которых капитализируют банки. Эта мера будет связана с предотвращением банкротства крупных предприятий, у которых могут возникнуть проблемы", - сказал Моисеев.

При этом замминистра не пояснил, за счет каких средств будет реализовываться это предложение.

 

Что будет дальше?

 

Для исполнения плана потребуется подготовить около 60 законопроектов, ряд указов президента, значительное число актов кабмина и большое количество ведомственных документов. Ожидается, что Медведев в среду обсудит эти вопросы с представителями "Единой России". А в пятницу в рамках правительственного часа, посвященного антикризисным мерам, в парламент приедут первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, вице-премьер Аркадий Дворкович, а также министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров.

Говоря об антикризисном плане, Путин подчеркивал, что его реализация должна обеспечить социальную стабильность.

"Это можно сделать только в том случае, если будут сохранены приемлемые параметры в экономике - прежде всего, это связано с бюджетом, это связано с инфляцией, с уровнем внешнего долга, с сохранением резервов и так далее, - считает он. - Это все то, чем мы по праву гордились за последние годы, и это называется макроэкономической стабильностью".

Владислав Гинько, экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ

Владислав Гинько, экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ, Антикризисный план, я уверен, будет еще уточняться, дорабатываться. И это связано с тем, что ситуация меняется. У нас буквально на глазах произошло снижение суверенного рейтинга России SNP в понедельник вечером. Есть еще два агентства — Fitch, Moody's, если одно из них снизит также рейтинг до спекулятивного, то это тоже будет иметь очередное влияние на финансовые рынки, в таком случае государство может выступить с поддержкой российского финансового рынка... В антикризисном плане планируется сокращение государственных расходов, при этом социальные обязательства останутся в неизменном виде. К примеру, при повышении индекса цен более чем на 6 процентов по итогам 2015 года будет производиться индексация ключевых социальных выплат. В частности, пенсионных. Здесь правительство будет вести себя гибко. Очень важно, что мы проводим самостоятельную финансовую политику, мы сейчас не должны ориентироваться на советы МВФ, Всемирного банка. Не потому, что они всегда плохие, просто в 90-е годы мы были вынуждены идти, по сути дела, не обсуждая, в фарватере тех идей, которые нам предлагали МВФ и Всемирный банк, потому что мы очень сильно зависели от кредитования. В 90-е нам предлагали сокращать социальные обязательства в обмен на кредиты международных финансовых организаций. Сейчас мы в кризис это делать не будем.

 

Впрочем, далеко не все экономические эксперты высоко оценили предложенный документ - нашлось и много поводов для критики.

 

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК, Антикризисный план правительства РФ разочаровывает. Хотя все было ожидаемо, но какая-то надежда сохранялась. Он напоминает антикризисный план, который был шесть лет назад. Но сейчас ситуация другая, и причины кризиса, и продолжительность другие. Даже по правилам формальной логики план должен быть другой, а он примерно такой же: заливаем экономику деньгами, а там, глядишь, всё рассосется. В первую очередь деньги будут направлены в финансовый сектор. Здесь предполагается 1 трлн рублей на докапитализацию банков через Агентство по страхованию вкладов и средства из ФНБ в размере не менее чем 550 млрд рублей. И на всё остальное тоже понемногу выделяется. Я с надеждой посмотрел на ту часть, которая касается налогов, но, как и раньше говорили, главная мера - предоставление права регионам снижать налоги на малый бизнес. Пока это только предоставленное право регионам, но надо учитывать что регионы находятся в тяжелом финансовом положении. Воспользуются они этим правом или не воспользуются, это большой вопрос. Надо было не предоставлять регионами право снижать налоги, а надо было снижать реально налоги и сборы на федеральном уровне. А то мы с 1 января повысили налоговую нагрузку, а снижение налогов у нас через вот такое предоставление права регионам снижать налоги для "малышей". Это тоже неправильно. Таким образом, антикризисный план - это просто деньги, в колоссальном объеме в банковскую сферу, без снижения реальной налоговой нагрузки, без пересмотра, что тоже важно, приоритетов федерального бюджета, об этом вообще ничего не сказано. А мы знаем, что у нас, допустим, расходы на оборону в 2015 году растут более чем на 30% по сравнению с 2014 годом. Оригинальная такая антикризисная деятельность при таких приоритетах федерального бюджета. Поэтому это не тот план, я негативно его оцениваю, и считаю что получился плохой документ.

 

 Ника Бажанова