Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Просто сверстать бюджет недостаточно, нужно еще уметь определить эффективность бюджетных расходов.

Повышение эффективности бюджетных расходов, пожалуй, одна из самых важных задач, стоящих перед государственными органами и органами местного самоуправления. Напомним, что в ноябре прошлого года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении бюджет РФ на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП в течение всех трех лет. В этом году документ подвергся некоторым поправкам, согласно которым приоритет был взят на развитие сельского хозяйства и импортозамещения.

Сегодня, 23 июня, в Госдуме состоялись парламентские слушания комитета по бюджету и налогам на тему «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы».

Системный и прозрачный подход

 

Как сказал в своем вступительном слове председатель Госдумы Сергей Нарышкин, эта тема становится ключевой как для развития страны, так и для повышения качества жизни россиян. Необходимо оптимизировать бюджетные расходы и перераспределить бюджетные средства на решение важных вопросов, предложил Нарышкин.

Также он привел результаты расходования бюджетных средств. По словам Нарышкина, счетной палатой за 2014 год было выявлено более 2,5 тыс. нарушений на общую сумму почти в полтриллиона рублей (488 млрд). «Основные нарушения связаны с несоблюдением принципа эффективности бюджетных расходов. По-прежнему нас не удовлетворяет крайне низкое исполнение государственных программ», - отметил председатель Госдумы.

Главным критерием для всех ветвей власти должна стать результативность использования каждого бюджетного рубля, считает Нарышкин. «Поэтому при сокращении бюджетных расходов должен быть использован системный, понятный и прозрачный подход», - заключил он.

Сколько и на что?

 

Между тем министр финансов России Антон Силуанов отметил, что первое, с чем необходимо определиться – это общий объем расходов, «то есть какой объем расходов нам нужен, а какой мы можем себе позволить». «Это макроэкономический показатель, определяющий объем расходов, перераспределяемых через бюджетную систему», - пояснил министр.

При этом он отметил, что сегодня темпы экономического роста прямо противоположны объему бюджетных расходов. В качестве примера Силуанов привел последствия двух кризисов. «Если вспомнить кризис 1998 года, то доля расходов консолидированного бюджета сократилась с 45% до 35%. Это открыло дорогу частному бизнесу, подняло прибыльность, а также привело к рекордному росту инвестиций. Если взять кризис 2008-2009 гг., тогда реакцией на кризис стал рост как общего объема расходов, так и расходов социальной направленности. В итоге мы столкнулись с замедлением темпов роста. Вывод таков: объем бюджетных расходов – это выбор между уровнем изъятия из экономики, через налоги, через заимствования и целями, которые мы хотим достичь», - отметил Силуанов, добавив, что в нынешних условиях нужно понять, что сгонять текущие расходы нельзя. «Сейчас надо отдавать расходы, влияющие на рост экономики, на производство, инфраструктурные расходы, влияющие на человеческий капитал», - сказал он.

Во-вторых, по словам министра, нужно четко определить, на что выделяются финансы, и выбрать структуру расходов. По его мнению, должен быть баланс между текущим и будущим потреблением. «Увеличение расходов на инфраструктуру, вложение их в человеческий капитал даст нам возможность увеличивать бюджетные расходы в будущем. Если сегодня мы сэкономим текущие расходы, то завтра эти расходы дадут результат», - заявил Силуанов.

При этом он добавил, что более половины граждан РФ, получающих социальные пособия, не являются нуждающимися. По его мнению, чтобы повысить переход к более эффективной социальной защите граждан, нужно перейти к принципам нуждаемости и адресности, чтобы перераспределять ресурсы к тем, кто действительно нуждается.

Также он отметил, что необходимо определить программный метод планирования бюджета. И в-третьих, нужно определить качество и эффективность выделяемых ассигнований. «Главное - это ни сколько потратили, а какие цели были достигнуты при этом», - заключил Силуанов.

Что такое эффективность?

 

В свою очередь председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова пояснила, что действующее законодательство не дает определения, что же такое эффективность.

«Зачастую достигнутые показатели сравниваются с плановыми назначениями. При этом показатели устанавливаются самими ведомствами. Это говорит об отсутствии вовлеченности в данную процедуру других участников бюджетного процесса и гражданского общества. Считаем, что оценка эффективности должна быть направлена не только на сравнение установленных и фактически достигнутых показателей, но и на анализ полноты и качества социально-экономических эффектов и степени удовлетворенности, предоставляемых обществу услуг», - заявила она.

По словам Голиковой, чтобы исправить эту ситуацию, Счетная палата РФ разработала стандарт финансового контроля проведения аудита эффективности использования государственных средств, которые содержат основные требования и правила проведения аудита.

«Основными инструментами повышения эффективности должны стать: инвентаризация обязательств, анализ эффективности уже произведенных расходов на всех стадиях бюджетного процесса и учет его результатов для будущих бюджетных циклов», - резюмировала министр.

Подводя итоги, отметим, что определять эффективность расходов задача не из легких. Для этого страна нуждаются в хороших кадрах - управленцах-экономистах, которые умеют не только определять расходы, но и завтра получить доходы от сегодняшних расходов.

 Алиса Ермакова