Жизнь не стоит на месте. Любая область в то или иное время подвергается государственному реформированию. В этом году очередь дошла до нефтяной сферы. Президент «Роснефти» Игорь Сечин предложил провести налоговую реформу нефтяной отрасли — ввести налог на добавленный доход (НДД) для новых месторождений. Это налог, которым облагается денежный поток. А для выработанных месторождений ввести налог на финансовый результат (НФР).

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на федерального чиновника в нефтяной отрасли, Сечин уже описал реформу в письме зампреду правительства Аркадию Дворковичу.

Вообще споры по поводу налога на «черное золото» идут довольно давно. В марте состоялось соответствующее совещание министерств и ведомств с участием вице-премьера Аркадия Дворковича. Тогда, Минфин и Минэнерго представили интересный законопроект, который предусматривает налоговый эксперимент в нефтяной отрасли. Только вот прийти к единому консенсусу стороны не смогли. Как ранее писали «Ведомости», каждое ведомство представило свою версию того, каким должен быть нефтяной налог.

Версия Минфина

 

Минфин уверен, что необходимо ввести налог на добавленный доход (НДД). Минфин планировал распространить его только на новые месторождения, у которых уже есть льготы по налогу НДПИ и пошлинам. При этом эти льготы будут отменены. Ставка налога – плавающая. Он будет меняться  в зависимости от соотношения накопленных доходов и расходов.

 Для справки

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой федеральный налог, взимаемый с недропользователей.

 

Это идея не нова. НДД обсуждается более 15 лет. По словам руководителя Vygon Consulting Григория Выгона, которые приводит издание, НДД может быть как более выгоден для бюджета, чем НДПИ, так и менее — все зависит от конкретных параметров нового налога. При этом НДД — это более волатильные доходы бюджета, но более гибкая и справедливая система, сказал он.

Версия Минэнерго

 

Минэнерго решил пойти другим путем. Ведомство уверено, что нужно вводить налог на финансовый результат (НФР), которым облагается прибыль для проектов с льготами и для выработанных месторождений без льгот. Минэнерго предложило НФР для 16 месторождений четырех компаний. Ставка налога, которую предлагало Минэнерго, равна 60%.

Однако Минфину категорически не нравится НФР, так как кажется ему очередной льготой. Поэтому ведомство и предлагало как альтернативу НДД, запугивая Минэнерго всевозможными рисками. Тогда говорили, что потери бюджета будут очень большие и нагрузку придется переложить на граждан. В свою защиту Минэнерго утверждал, что без реформы добыча нефти будет падать.

В России около 30 новых месторождений с выработанностью менее 10% и извлекаемыми запасами нефти более 10 млн т.

Между тем «Газпром нефть» и «Башнефть» отстаивают НФР. Ранее представитель «Газпром нефти» отмечал, что для таких проектов, как месторождения Вынгаяхинской группы в Западной Сибири, нужен НФР.

В заключение отметим, что НДД более выгоден для тех компаний, у которых много новых месторождений, а НФР — для тех, у которых много выработанных, без льгот. Но в любом случае новые правила должны быть одинаковыми для всех. Всем угодить не получится: кто-то выиграет, кто-то проиграет. Главное, не забывать о негласном законе справедливости.

Алиса Ермакова