31 марта Австралия ввела расширенные санкции против России. Ограничения совпадают с теми, которые уже принял Евросоюз, США и Канада. При этом аналитики американского издания CNN Money призывают иностранных инвесторов вкладывать свои деньги в российские активы. Казалось бы, парадокс, но нет, заявления вполне обоснованы. Несмотря на то, что экономика РФ еще не преодолела планку выхода из кризиса, фондовый рынок, валюта и облигации в России подпрыгивают все выше.

"После тех ужасов, которые видел рубль — когда он примерно вдвое упал в цене, — российская валюта поднялась на ноги на 4% с начала 2015 года и торгуется сейчас около уровня 58 рублей за доллар. Сравните с тем рекордно низким уровнем, до которого рубль упал против доллара в декабре — 80 руб. за доллар", — говорится в статье.

Как колебания курса доллара сказались на выполнении программы импортозамещения и чего ждать от российской экономики? Об этом в интервью "Росинформбюро" рассказал Таймураз Тускаев, доктор экономических наук, профессор кафедры организации производства и предпринимательства Горского государственного аграрного университета.

 

- Какой курс доллара является благоприятным для развития российской экономики, ориентированной сейчас на импортозамещение?

- Курс от 45 и выше, естественно, выгоднее для российских производителей. Высокий курс позволяет российским производителям быть более конкурентоспособными, в частности это касается аграриев, потому что продукты, которые мы завозим из заграницы, становятся дорогими, и в этот период есть шанс для развития сельского хозяйства внутри страны.

Все перерабатывающие отрасли в условиях такого курса имеют шанс заменить импорт. А это решение большого спектра задач: занятости, расширение налогооблагаемой базы, возможности для регионов, потому что экономика должна быть распределена по территории всей страны.

- Достаточно ли будет этого, чтобы достичь результатов?

- Нет, все-таки основным резервом должно быть само производство. Нужно постоянно развивать новые технологии, новые способы снижения себестоимости, тогда мы будем конкурентоспособными всегда. К сожалению, наша экономика ориентирована на нефть и газ.

-  Каким образом сейчас осуществляется поддержка отечественного производителя на внутреннем рынке?

- У нас поддержка производителя осуществляется несколькими способами:  прямая финансовая поддержка и субсидирование процентных ставок, то есть часть платежей за кредиты берет на себя государство. Но на сегодня величина мер государственной поддержки недостаточна.  На мой взгляд, государство в последние десять лет хорошо помогает производителям, но нет адекватных способов контроля за использованием мер господдержки. Средства направляются в сферы, отрасли, регионы, а отдачи почти нет, потому что нечеткие определения критерии. Сегодня, чтобы реально решить проблему импортозамещения, помимо выделения средств, нужно отработать механизмы, которые бы не допускали неэффективное использование гражданственных бюджетных средств, идущих на поддержку отрасли, отдельных предприятий. Нужно сделать так, чтобы не было возможности для лоббирования отдельных экономических субъектов.

- В одном из интервью вы сказали, что этого недостаточно и сейчас «должна возрасти роль государства». Что конкретно может сделать государство?

- Да, всего этого недостаточно, потому что для достижения социальной стабильности (а это и политическая стабильность тоже) необходимо определить тот круг продуктов питания, медикаментов, которые должны быть под жестким контролем государства. Должно быть регламентирование цен не в ущерб производителям или торговцам, но, по крайней мере, каким-то образом через антимонопольные регуляторы убрать звенья, которые носят посреднический характер. Нужно создать такие рыночные механизмы, чтобы произведенный товар попадал непосредственно к торговцу, чтобы не было там десятикратных наценок. Это может государство посредством регулирования оптовых рынков.

Если товар попадает на прилавок через пятые руки, он, безусловно, будет дорогим. Даже можно законодательно ограничить, чтобы товар от производителя попадал через одного посредника, и все. Пусть будет только производитель, оптовый торговец и розничный торговец.  А маржу между ценой производителя и оптовика тоже можно законодательно ограничить, чтобы она была справедливой. Об этом еще Адам Смит писал, основоположник рыночной экономики, что есть цена справедливая: произвел – должен получить энный доход, но не сверхдоход за счет общества. А это у нас, к сожалению, часто практикуется.

- Но если страна сейчас взяла курс на импортозамещение, так ли нам необходим рынок ВТО?

 - ВТО позволяет выйти на мировые рынки. А если учитывать громадные размеры РФ, то мы вполне можем стать страной, экспортирующей продовольствие.  ВТО – это возможности. Если мы создадим совершенную экономику, мы будем производить множество товаров, для которых внутренний рынок будет уже мал. К этому надо стремиться. Сперва мы заполним внутренний рынок, потом мы должны стать смелее, наглее (в хорошем смысле), чтобы уже претендовать на мировые рынки.