Специалисты министерства финансов подготовили первые четыре варианта расчетов к формированию федерального бюджета на 2016−2018 годы. Ими предусматривается урезание расходов в следующем году до 12,9% .

Варианты сокращения

 

Только один из вариантов сокращения расходов бюджета будет способствовать выходу на бездефицитный бюджет в 2018 году и позволит вновь накапливать резервы. Этот вариант под условным названием «Вариант 2» предполагает уже испытанный в 2015 году метод линейного сокращения расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета на трехлетку.

В марте-апреле этого года правительство провело линейное сокращение текущих расходов в номинале на 10% от своих планов на начало 2015 года.

Предполагается, что в 2016 году придется сократить расходы на 864,4 млрд рублей. В последующие два года сокращения продолжатся. Такой подход позволит правительству сохранить на конец 2016 года чуть более 1 трлн рублей в Резервном фонде и начать его вновь накапливать в 2018 году, полностью отказавшись от финансирования дефицита из этого источника.

Ведомости располагают данными, что «Вариант 2», требует номинального сокращения расходов в 2016 году на 9,9−12,9%  (с учетом госпрограммы вооружений и без нее). А значит, уже в 2016 году госпрограмма подвергнется 16%-ному сокращению, а в 2018 году – 30%-ному.

В другом варианте «Вариант А», как пишет газета РБК, заложено продолжение финансирования расходов в конструкции, заложенной в уже сокращенный бюджет 2015−2017 годов. И в этом случае почти полностью лишится резервов уже в 2016 году. Грандиозное сокращение расходов от уровня бюджета 2015 года по этому варианту откладывается на 2018 год — в 2016 году будет сокращено только 58,7 млрд рублей, а в 2018 году Минфин рассчитал секвестр в размере 2,2 трлн рублей.

Третий вариант, в отличие от «Варианта А» предполагает применение бюджетного правила на протяжении всей бюджетной трехлетки. И уже в 2016 году на финансирование всех расходов резервов нет — их, по расчетам Минфина, потребуется более 3,3 трлн рублей, а на начало года в нем останется всего 1,9 трлн. При этом дефицит растет в следующем году до 4,7% ВВП, а расходы — до 21,4% ВВП.

А согласно четвертому варианту, радикально сократятся социальные расходы (образование и здравоохранение имеют иммунитет). В частности в ходе оптимизации всего и вся предлагается отказаться от индексации пенсий по уровню инфляции.

 

Социалка под угрозой ?

 

По словам источника РБК, в вопросе сокращения бюджета речь, прежде всего, идет об оптимизации социальных расходов. Их нужно не просто сокращать, а максимально оптимизировать сеть предоставления социальных услуг по здравоохранению и образованию. Этот вопрос обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 14 мая, тогда речь шла о возможной экономии на 23—30% от текущих социальных расходов и до 40% от расходов Минобразования, говорит источник.

По данным «Ведомостей», в одном из вариантов Минфин предлагает правительству отказаться от индексации пенсий по уровню инфляции, привязав ее к росту доходов ПФР. Такая привязка уже есть в законодательстве, но не может быть ниже инфляции. Если бы ее применили в 2015 году, то это сэкономило бы более 300 млрд рублей, цитирует газета слова замминистра финансов Максима Орешкина.

При этом экономить на других социальных расходах — здравоохранении, образовании — «практически нельзя», уверен замминистра.

 «Если пойдем по этому пути, можем прийти к последствиям необратимого характера: важность таких расходов для развития экономики высока, так как это инвестиции в человеческий капитал […] Игнорировать дисбаланс пенсионной системы, проводя все сокращения за счет других секторов, — неправильно», считает он.

Все расчеты будут представлены президенту на следующей неделе. А тем временем начинают сокращения в бюджетах региональные власти. Так депутаты Прикамского заксобрания утвердили во втором чтении сокращение бюджета региона на ближайшие три года. Примеру последовала Астраханская область и Пермский край.

  Марина Староверкина