По распоряжению премьера Дмитрия Медведева ФЦП по развитию Крыма и Севастополя должна была быть утверждена до 1 июля этого года. По сообщениям СМИ, подготовленное ФЦП находится на окончательном согласовании в Минэконом развитии, однако, нет никакой достоверной информации ни о том, какие именно объекты вошли в госпрограмму, ни о том, какой точный объем финансирования рассчитан на них.

 

Где талию делать будем?

 

Сергей Аксенов сделал заявление о том, что на Крым будет выделено порядка 825 млрд рублей.

На днях глава Министерства регионального развития России Игорь Слюняев сообщил, что для того, чтобы привести Крым в божеский вид, нужно инвестировать в него до 620 млрд рублей за следующие 5-6 лет. Эта информация особенно актуальна, ведь ранее и.о. главы Республики Крым Сергей Аксенов сделал заявление о том, что на Крым будет выделено порядка 825 млрд рублей, то есть на 200 млрд рублей больше, чем об этом говорят сейчас.

Федеральная целевая программа развития Крыма практически готова, разрабатывать ее пришлось, как говорят, на скорую руку. «Мы совместно с коллегами из Севастополя и Крыма подготовили не только мероприятия, но уже прошлись по конкретным объектам, — цитирует ИТАР-ТАСС руководителя ведомства. — По тем объектам, которые необходимо, во-первых, содержать, по объектам, которые необходимо реконструировать и развивать, и по новым объектам, которые необходимы для развития экономики Крыма». Ранее хотели запустить два варианта финансирования Крыма: оптимистичный предусматривал общий объем вложений 978 млрд рублей, базовый — 723,6 млрд рублей. Потом Минрегион сделал и вовсе радужное заявление: на Крым нужно потратить до 1,15 трлн руб., из которых 1,1 трлн взять из федерального бюджета. Вариант в 350 млрд рублей называли «инерционным» - неэффективным, иначе говоря.

 

Продолжаем осваивать юг России

 

Основную цель, которую преследует реализация ФЦП – сделать Крым преуспевающим регионом, комфортным для жизни, труда и отдыха, «витриной» России (как совсем недавно сделали Сочи). ФЦП также увеличит уровень зарплат в Крыму в 5 раз, говорили, что, может быть, даже в 7 раз – до 75 тыс. рублей. Не бездотационный уровень регион планируют вывести за 2-3 года.

фото: evpatori.ruНаиболее дорогой проект среди всех – мост через Керченский пролив. Сначала автомобильный, а теперь и железнодорожный. Изначально стоимость его составляла примерно 47 млрд рублей, но после того, как Владимир Путин выдвинул предложение построить и железную дорогу через пролив, смета на прокладку моста выросла в 6 раз. «Я почему-то думаю, что мост еще подорожает. Не исключаю того, что к завершению строительства, то есть к 2018 году, он станет просто золотым», — пишет в своем блоге депутат Госдумы Владимир Поздняков.

Гендиректор аналитического агентства InfraNews и уроженец Севастополя Алексей Безбородов уверен, что в строительстве железнодорожного моста в Крым нет необходимости. По его словам, достаточно автомобильного сообщения и авиационного. «Я вообще не понимаю, зачем нужно вкладывать в это бюджетные средства. Пусть частный бизнес расширяет аэропорты в Севастополе и Симферополе и придумывает, кого и когда возить на отдых в Крым», — говорит Безбородов.

Без грузовых перевозок пассажирские будут просто нерентабельны, а в грузовых перевозках Крым просто не нуждается. Крым меньше, чем, например, Курск или Новгород, в три раза меньше, чем Кубань, и возить туда по железной дороге тонны руды, угля, нефти совершенно нет необходимости.

 

Подвинься, мешаешь!

 

Таким образом, Крым стал третьим мегапроектом российской власти после грандиозных строек, приуроченных к саммиту АТЭС и к зимней Олимпиаде в Сочи.

ФЦП по Крыму готовили в срочном порядке, из-за чего сорвалась подготовка нескольких других ФЦП, которые оказали урезаны или слиты с другими ФЦП. Это признал на одном из заседаний правительства в начале июня министр экономического развития Алексей Улюкаев. Среди проблемных оказались такие программы, как «Укрепление единства российской нации», «Юг России», «Жилище», а также программа по повышению устойчивости жилых домов в сейсмических районах. Крым также может «перетянуть» на себя господдержку двух крупных инфраструктурных проектов — порта в Тамани (Черное море) и моста через реку Лену (около Якутска). А это ни много ни мало 105 млрд рублей!

Таким образом, Крым стал третьим мегапроектом российской власти после грандиозных строек, приуроченных к саммиту АТЭС и к зимней Олимпиаде в Сочи. Россия при помощи Крыма хочет «пустить пыль» в глаза всему остальному миру: дескать, не зря присоединили, вон как улучшилась жизнь у крымчан под крылом у бывшей соседки. Усиленное финансирование Крыма выглядит, скорее, как имиджевый политический проект, на котором нельзя скупиться. Остается только догадываться, какой же окажется коррупционная рента всего проекта по восстановлению Крыма.