Сегодня в России уже действуют особые экономические зоны промышленно-производственного типа в Татарстане, Липецкой, Свердловской и Самарской областях.

 

Планы

 

Решение о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) во Владивостоке было принято по итогам совещания, которое состоялось 26 марта текущего года. Оно было посвящено вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

По проекту Минэкономразвития на создание Приморской ОЭЗ, которая будет производить автокомпоненты, в течение 2015-2017 гг. будет выделено 6,5 млрд. рублей. Куратором проекта является премьер-министр Дмитрий Медведев.Фото pda.fedpress.ru

Ранее сообщалось о планах по выпуску в Приморской ОЭЗ ППТ автозапчастей на базе завода «Соллерс». Предложения от потенциальных резидентов принимались в конце 2013 г. ООО «Соллерс – Дальний Восток» письменно подтвердило готовность быть управляющей компанией по реализации проекта создания Приморской ОЭЗ ППТ.

На эти цели завод MazdaSollers, логистический комплекс PacificLogistic, а также японские и южнокорейские производители автокомпонентов выделят 15,8, 3,7 и 1,1 млрд. рублей соответственно.

По расчетам Минэкономразвития, в результате к 2023 г. в Приморской ОЭЗ должно быть создано более 3,4 тыс. новых рабочих мест. 

 

Мнения

 

Министр по развитию Дальнего Востока Дмитрий Галушка важным инструментом системного развития региона считает индустриальные парки и рассматривает их как своеобразные точки экономического роста. «Если мы научимся создавать индустриальные парки, то затем сможем перейти к более крупным проектам – территориям опережающего развития, ориентированным на глобальную конкурентоспособность», - отмечает он.

Фото www.vl.aif.ruОдним из путей успеха реализации проекта Приморской ОЭЗ ППТ является сокращение сроков принятия административных решений.

По опыту стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в Сингапуре срок административных процедур составляет 3-10 дней, оформление на таможне в Южной Корее – до 3 часов, а получение разрешения на строительство в экономических зонах Китая – до 26 дней.

Максим Кривелич, преподаватель ДВФУ и финансовый консультант обращает внимание на необходимость использовать уже известные наработки экономической науки относительно регионального развития.

По его мнению, «просто насаждением на Дальнем Востоке крупных сборочных производств экономику региона поднять нельзя». А в принципе такое решение в условиях дефицита рабочей силы он считает негодным.

«Иначе мы будем вынуждены привлекать рабочих из-за пределов края, усиливая социальную напряженность», - заявил он.

Данный проект Александр Латкин, директор института международного бизнеса и экономики ВГУЭС считает очередной попыткой доказать населению Дальнего Востока, что правительство занимается проблемами региона.

«За последние 20 лет таких попыток сделано очень много, и все они были неудачными», - отметил он. По Латкину, средства разворовали, а «потом пошли уголовные дела». Вместе с тем, идею по созданию индустриальных парков он считает хорошей и призывает «давайте хоть что-то сделаем по-настоящему».

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев отметил, что для реализации таких проектов следует изменить процентное соотношение вклада в их реализацию и ввести государственные гарантии. По его мнению, соотношение вложений 20% к 80% региона и государства следует изменить на 10% и 90% соответственно.

Это будет по «силам» Дальнему Востоку. При этом государство должно гарантировать федеральную поддержку краю, который потратит значительные для него суммы.

 

Реальность

 

Сегодня 15 июня, срок, назначенный президентом. Однако пока никаких сообщений о хотя бы первоначальном создании Приморской особой экономической зоны промышленно-производственного типа нет. Как впрочем, не было до настоящего времени и сообщений о выполнении решения Юрия Трутнева о создании этой зоны в срок до 27 мая.

Но, несмотря на это, очень не хочется, чтобы опасения Александра Латкина, Максима Кривелича и им подобных стали реальностью.

 

Анатолий Соколов