Обстоятельства, складывающиеся вокруг фигуры самого непопулярного, согласно опросам общественного мнения, государственного деятеля – Анатолия Чубайса, - далеки от благоприятных. Как отмечают аналитики, не исключено, что в ближайшем будущем статус политики может измениться самым драматическим образом.

 

Уголовное дело против руководства «Роснано»

 

Следственный комитет проводит дополнительные проверки, связанные с деятельностью экс-руководителя «Роснано» Леонида Меламеда и финдиректора этой организации Святослава Понурова. По данным СКР, после появления в прессе информации о деле против менеджеров корпорации к следователям обратились «свидетели, заявившие о совершении обвиняемыми также иных преступлений».

РБК со ссылкой на источники в руководстве «Роснано», отмечает, что речь идет о московском бизнесмене Дмитрии Лернере, который обратился в СК с официальным заявлением на имя Александра Бастрыкина. В письме он попросил возбудить уголовное дело против нынешнего главы «Роснано» Анатолия Чубайса и бывшего замглавы госкорпорации Андрея Малышева.

Дмитрий Лернер имеет претензии к руководству «Роснано» в связи с одним из проектов компании «Унирем». В 2010 году «Роснано» вложило в проект «Унирем», разработанный компанией «Новый каучук» около 300 млн рублей. Предполагалось, что новое покрытие будут выпускать на подольском заводе «Уником», главой которого был родной брат Дмитрия Лернера – Михаил. Дмитрий Лернер утверждает, что «Новый каучук», ликвидированный в 2013 году (через год после чего Михаил Лернер получил 6 лет за мошенничество) имел все признаки фирмы-однодневки и «Роснано» обязано было проверить ее соответствующим образом.

Пресс-служба «Роснано» в свою очередь сообщила, что еще в 2010 году в госкорпорацию обратилось коллекторское агентство с предложением погасить родственный долг за счет государственных средств. После отказа Дмитрий Лернер начал преследование собственного брата за мошенничество.

«При этом попытки шантажа "Роснано" не оставил. Приемы господина Лернера весьма оригинальны и некоторые примеры его эпистолярного творчества мы прилагаем к этому заявлению. Таких писем только с мая по июль 2015 года получено 11 штук!» - заявили в «Роснано».

Примечательно, что письма Лернера действительно несколько экстравагантны. К примеру, в одном из них он фактически обвиняет Чубайса в преступном сговоре с Путиным «с целью уйти от уголовной ответственности». В другом письме Лернер сообщает о полученных сообщениях на телефон о том, что Чубайс согласовал его убийство с Путиным.

 

Вершина айсберга

 

Как бы то ни было, «дополнительные проверки» едва ли усугубят ситуацию.

Экс-глава «Роснанотеха» сам попросил суд арестовать его счет на 227 млн рублей – т.е. именно на ту сумму, которая фигурирует в деле о растрате, в которой подозревают Меламеда.

Предполагается, что эта сумма компенсирует возможный ущерб потерпевшим. С точки зрения юридической практики, случай почти что беспрецедентный – получается, что подозреваемый еще до окончания следствия согласился с обвинением, хотя и надеется на решение в пользу собственной невиновности. Впрочем, общественность привлек даже не этот факт, а озвученные источник этой внушительной суммы – 227 млн рублей! – Меламед якобы «одолжил деньги у друзей». Эту фразу адвоката Руслана Кожуры привел в своем блоге в «Живом журнале» Анатолий Чубайс. Безусловно, имена этих «друзей» остаются неизвестны, однако злые языки уже вписали в этот список и нынешнего главу «Роснано», в первую очередь, потому что, согласно основной — естественно, неофициальной — версии, главная цель всей этой кампании — именно Чубайс.

Между тем, как пишет «Коммерсантъ», «Роснано» собирается делать фонд на 12 млрд руб. с «СМП банком» братьев Ротенбергов вместо ЕБРР. За три года размер фонда должен увеличиться до 30 млрд руб. за счет других партнеров, еще не найденных – российских и иностранных. Таким образом, «Роснано» ударит, так сказать, антисанкциями по санкциям. Одобрение советом директоров «Роснано» фонда еще предварительное: «СМП банк» сохраняет молчание.

Как отмечает издание, судя по разъехавшимся по загранкомандировкам другим соратникам Чубайса, у него есть все основания для беспокойства, тем более что в этом году было уже как минимум два повода, чтобы силовики обратили внимание на главу «Роснано»: разгромный доклад «Счетной палаты» о работе госкорпорации и публичные дебаты Чубайса с Алексеем Навальным. 

 

Олег Матвейчев, политолог

Олег Матвейчев, политолог. Все почему-то считают, если началось какое-то следствие, то это значит, что президент, премьер-министр или кто-то там еще решили кого-то посадить, и неважно, виноват или нет, этого человека все равно посадят, и наоборот – если виноват, но решили не сажать, то не посадят. Это совершенно неверно, потому что у нас огромное количество чиновников, министров и так далее. И все они чьи-то зятья, друзья детства, отцы и у всех есть возможность пожаловаться и со своей жалобой дойти чуть ли не до президента. Если бы президент занимался разбором всех этих дел и конфликтов, то у него голова бы взорвалась просто. Поэтому все эти вопросы виновности и невиновности, как и полагается, отданы нашей правоохранительной системе. Есть такое выражение – «каток правосудия». Он медленно очень идет, но когда он докатится, он раздавит любого и никто ему противостоять не сможет. И когда кто-то думает, вот, никто не вспомнит, что 10 лет назад я приватизировал заводик или растратил бюджетные деньги, - ничего подобного, «каток правосудия» докатится. «Роснано» давно нуждалось в проверке, ходили всевозможные слухи о растратах, ну вот их и проверили, нашли нарушения, передали в СК. Дойдут руки до Чубайса или нет – это зависит от того, какие документы он подписывал и какие будут свидетельские показания. Ничего личного, как говорится.

   Ника Бажанова