Объединенная двигателестроительная корпорация начала летные испытания отечественного турбовентиляторного двигателя ПД-14, разработанного для перспективного узкофюзеляжного самолета МС-21. Стартовали испытания еще в конце октября в обстановке секретности, поэтому информация появляется только сейчас. Двигатель ПД-14 создан в рамках выполнения программы по разработке семейства авиадвигателей для гражданской авиации с тягой от 12,5 до 18 тонн.

 

Будущее - сегодня

 

Изначально полет планировался на июнь, но был отложен по причине задержки с подготовкой самолета-лаборатории Ил-76ЛЛ. Как ранее объясняли представители ОДК, в начале года госэкспертиза не признала летающую лабораторию объектом капитальных вложений, что сделало невозможным применение для ее модернизации средств Федеральной целевой программы. Чтобы не откладывать начало летных испытаний, было принято решение подготовить лабораторию за счет средств двигателестроительной корпорации. Для получения разрешения на полет ОДК параллельно проводила стендовые испытания двигателя совместно с ЦИАМ.

Первый летный полет двигателя состоялся в минувшую пятницу, 30 октября, с включенным двигателем. Есть информация, что совершено уже три испытательных полета. Источники газеты «Взгляд» также подтверждают старт испытаний, констатировав, что они проходят в штатном режиме. Речь идет о старте летных испытаний двигателя на летающей лаборатории в ЛИИ им. Громова Ил-76ЛЛ.

Испытания призваны подтвердить заявленные эксплуатационные характеристики двигателя, куда входят такие показатели, как частота вращения роторов, давление и температура в различных сечениях изделия, прочностные параметры. Кроме того, они позволят оценить работоспособность топливной и масляной систем, а также систем автоматического управления. И только после этого двигатель и самолет, для которого он создавался, станут, наконец-то, единым целым.

Впрочем, самолете как такового пока еще не существует – серийное производство МС-21 запланировано на 2017 год, а ПД-14 на них начнут ставить только с 2018 года.

 «2015 год крайне важен для программы ПД-14. Одна из ближайших задач, стоящих перед нашими специалистами, – проведение летных испытаний двигателя на летающей лаборатории в ЛИИ им. М. М. Громова, которые состоятся в третьем квартале. В 2016 году запланирована поставка двигателей ПД-14 для проведения летных испытаний самолета МС-21», – говорил в июне гендиректор ОДК Владислав Масалов.

 

Двигатель должен пройти 10 контрольных рубежей. Следующий рубеж – прохождение летных испытаний на летающей лаборатории, затем – летные испытания на МС-21, далее – сертификация в МАК (планируется в апреле 2017 года) и в EASA – годом позднее, и наконец – начало серийного производства в 2018 году. Только под сертификацию ПД-14 и воздушного судна будет изготовлено не менее 18 двигателей опытной партии.

 

Дело чести

 

Переоценить значение этого события для российской авиации – сложно. На сегодняшний день это один из главных проектов, причем двигатель нового поколения основан именно на российских технологиях, что, в дискурсе импортозамещения, очень дорогого стоит. Как отмечают специалисты, подобное в современном российском авиастроении, увы, редкость: к примеру, на первый созданный Россией

Техническая особенность ПД-14 – применение унифицированного компактного газогенератора, позволяющего создать целое семейство авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок (ГТУ).

лайнер со временем распада СССР – SSJ-100 – ставят двигатель PowerJet SaM146.

ПД-14 – целиком и полностью детище отечественных разработчиков, причем созданием двигателя занималась кооперация всех предприятий, которые входят в ОДК: Пермский моторный завод, «Авиадвигатель», пермский «СТАР», Уфимское моторостроительное производственное объединение, рыбинское «НПО «Сатурн», московский «НПЦ газотурбостроения «Салют», «Металлист-Самара» и др.

На двигатель возлагаются колоссальные надежды – именно он вместе с МС-21 должен сделать Россию прямым конкурентом двум крупнейшим мировым авиастроительным гигантам – американскому Boeing и европейскому Airbus. Безусловно, российский продукт выйдет на крайне конкурентный рынок, где ему придется нелегко. И почти наверняка в ближайшие годы ПД-14 не сможет составить им серьезную конкуренцию, однако перспективы для российского МС-21 с двигателем ПД-14 огромны.

 Ника Бажанова