Арктика наше все. Эти слова не раз звучали из уст российских политиков. Как ранее заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, задачей Вооруженных сил РФ является защита «наших интересов в Арктике», а военные базы в Арктике, по его словам, необходимы для защиты экономических проектов. По инициативе президента России в Арктике создается военная инфраструктура, завершается строительство военных городков. По словам министра обороны Сергея Шойгу, создание арктической группировки войск РФ завершится к 2018 году.

Между тем накануне стало известно о том, что эскадрилья беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) Восточного военного округа (ВВО) уже начала выполнение задач в Арктике. Как сообщает «Российская газета», данное подразделение сформировано на Чукотке, в районе города Анадырь.

 

«Орлан-10» и «Форпост»

 

Новую эскадрилью оснастили беспилотниками «Орлан-10» и «Форпост». Эти аппараты помогут командованию контролировать боевую подготовку воинских частей, дислоцированных в Арктике, а также проверять объекты армейской инфраструктуры, вести разведку и воздушное патрулирование.

«Подразделение БПЛА будет непрерывно выполнять задачи по визуальному контролю мероприятий боевой подготовки подразделений, дислоцированных в арктической зоне, состоянию объектов военной инфраструктуры, уточнению рельефа местности и воздушному патрулированию. А в ближайшей перспективе планируется оснастить арктические подразделения БПЛА более совершенными летательными аппаратами, способными выполнять задачи на расстояние свыше полутора тысяч километров», - пояснили в Минобороны РФ.

Отметим, что сегодня подразделение беспилотников имеют все сухопутные дивизии армии России. При этом, как сообщает «Российская газета», российские военные активно применяют беспилотники и для радиоэлектронного подавления «чужой» аппаратуры. С их помощью можно даже заглушить мобильную телефонную связь.

«Благодаря современным фото-, инфракрасным и видеомодулям, с помощью такого аппарата реально обнаружить хорошо замаскированную цель противника и при этом остаться незаметным для него», - пишет газета.

 

Тяжелый беспилотник для разведки в Арктике

 

Интересно, что о разработке беспилотного летательного аппарата тяжелого класса для мониторинга арктического шельфа российские компании «РТИ Аэрокосмические системы» и «Тайбер» говорили еще в сентябре текущего года.

Согласно информации пресс-службы «Тайбер», с которой она поделилась на открывшейся в Нижнем Тагиле выставке Russia Arms Expo, беспилотник будет иметь большую дальность и продолжительность полета - 4 тыс. километров и 35 часов соответственно. Правда, дату начала первого полета тогда назвали не раньше конца 2017 года. Планировалось, что разработку оснастят системой автоматического управления САУ-9.1, которая включает в себя пилотажный комплекс, бортовой компьютер и исполнительные механизмы последнего поколения.

Что же касается беспилотников, которые начали свою работу в Арктике, то здесь необходимо сказать, что «Орлан-10» - это целый многофункциональный беспилотный комплекс, который предназначен для ведения наблюдения за протяженными и локальными объектами в труднодоступной местности. Этот аппарат используется в России с 2010 года. По данным «РГ», объемы поставок в Вооруженные силы комплекса воздушной разведки и наблюдения «Орлан-10» в прошлом году выросли в четыре раза.

Воздушная скорость «Орлан-10» около 90-150 км/ч, максимальная дальность применения комплекса — до 120 км от наземной станции управления.

Выпуск в России беспилотника «Форпост» (Searcher II) начался с 2012 года на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА). Разработчики отмечают, что максимальная скорость аппарата примерно 200 км/ч, а максимальная дальность применения комплекса - до 70 км от наземной станции управления. При этом БЛА оборудован комплексом MOSP (Multimission Optronic Stabilised Payload) TV/FLIR с системой передачи для GCS в реальном времени или разведывательным контейнером. 

Алиса Ермакова