В Казани на заводе «КАПО-композит» 25 марта премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву показали почти готовый прототип большого беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Альтаир». Он создается в рамках опытно-конструкторской работы «Альтиус-М». В феврале 2013 г. макет БЛА демонстрировался министру обороны Шойгу.

Осенью 2011 г. совместный проект «Альтиус-М» казанского КБ «Сокол» и компании «Транзас» (Санкт-Петербург) победил в конкурсе минобороны аналогичный проект корпорации «МиГ». Проекты имели сходные параметры по взлетной массе (до 5 т), полезной нагрузке и большой дальность полета. По условиям контракта в 1 млрд. рублей, первый прототип БЛА должен быть поднят в воздух до 2015 года.

Судя по внешнему виду и имеющейся информации, БЛА может быть оснащен РЛС бокового обзора с фазированной антенной решеткой, оптическими и оптико-электронными средствами видовой разведки.

Денис Федутинов, эксперт в области БЛА, считает, что военные могут получить аппарат, близкий по характеристикам американскому БЛА Reaper или израильскому БЛА Eitan. «Опираясь на эти аналоги, я не исключаю наличия на борту помимо средств разведки и средств поражения», - пояснил он «Росинформбюро».

СПРАВКА «РОСИНФОРМБЮРО»

Экспериментальный разведывательный БЛА «Альтаир» создается в рамках НИР «Альтиус-М» по самолетной схеме. Главный конструктор - Александр Гомзин.БЛА "Альтаир" в сборочном цехе КБ "Сокол". Фото www.military-informant.com

Аппарат имеет относительно короткий фюзеляж и высокорасположенное крыло малой стреловидности большого удлинения. Хвостовая V-образная часть имеет два руля управления по тангажу и рысканью. Первый полет планируется в 2014 г.

Силовая установка - два дизельных турбовинтовых двигателя (RED A03/V12) с турбонаддувом и жидкостным охлаждением (взлетная мощность 500 л.с., крейсерская - 480 л.с.).

Такое расположение двигателей обеспечивает относительно низкий расход топлива при достаточной тяге, снижает влияние вибрации на полезную нагрузку и диаметр тянущих винтов.

Ряд систем «Альтаира» унифицированы с более легким (взлетный вес около 1 т) БЛА «Иноходец» (КБ «Сокол»).

При взлетной массе до 5000 кг дальность полета БЛА может достигать 10000 км, продолжительность полета - 48 час. Полезная нагрузка может включать средства радиоэлектронной нагрузки на стабилизированной платформе. В носовой части может быть размещена радиолокационная станция бокового обзора с фазированной антенной решеткой.

В 2011-2012 гг. в ЭМЗ им. В.М. Мясищева на базе самолета М-17РМ планировалось создать летающую лабораторию для отработки бортового комплекса управления перспективных беспилотных авиационных комплексов (БАК) «Альтиус-М», «Иноходец» и «Охотник-Б».

 

Анатолий Соколов