Об этом – в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции Столица ФМ – программе «Другими словами», рассказал Виктор Севастьянов, заместитель генерального конструктора корпорации «Защита».

- Виктор Борисович, скажите, что кроется за названием «Защита»?

Мы занимаемся защитой людей, которые выполняют служебные боевые задачи на необъятных просторах нашей страны. Защищаем их в прямом смысле «броней».

- Раньше люди на Константинополь со щитами и мечами ходили. А теперь во что трансформировались эти щиты?

- Эта трансформация происходила постепенно: сначала щиты, потом латы, потом появились средства передвижения, на которые тоже стали ставить средства защиты (сначала простые, потом дошли до брони).

- И сейчас мы откроем тайну нашим радиослушателям. Вы производите бронеавтомобили?

- Да.

-Скажите, бронеавтомобили для силовых структур или для частных лиц больше?

- Большую часть нашей продукции мы производим для силовых структур. Мы начинали свое производство в 1993 году с бронированных УАЗиков, потом перешли на инкассаторскую технику, потому что опять же «лихие» годы были. Заказы в области инкассации были очень большие, работы у нас было очень много.

- Мы правильно понимаем, несколько лет назад вы стали больше сотрудничать с Министерством обороны, а не с банками и инкассаторами?

- Да, но помимо Министерства обороны, мы еще сотрудничаем с другими силовыми структурами.

- А почему произошла эта трансформация?

- Видимо, из-за того, что мы почувствовали свои возросшие возможности, а требование к технике для силовой структуры очень сильно отличается от требований, которые предъявляются инкассаторской. У нас появился потенциал, опыт, люди, которые  знали, как это делать. В итоге основная ниша для нас сейчас – это силовые структуры.

- Что сейчас вы поставляете нашим силовым структурам?

- Можно разделить эту технику на две основные группы. Первая  - техника, которая создана уже на базе серийных автомобилей, выпускаемых и нашей, и зарубежной промышленностью. Вторая группа – те машины, которые созданы нами практически с нуля.

- То есть сами разрабатываете целиком автомобиль?

- Да.

- Чем больше всего вы гордитесь?

- Конечно, разработками, которые мы начали с нуля.

- Что это за разработки? Что вам уже удалось внедрить?

- Я бы назвал три машины, которыми мы действительно гордимся. В первую очередь, это автомобили из серии «Скорпион». Это три вида машин: две из них не бронированные, одна бронированная. Они уже прошли весь цикл государственных испытаний, и приняты на снабжение Министерством обороны. Второе – это машины дистанционного разминирования «Листва». Мы производим только базовое шасси под эту машину, все оборудование для дистанционного разминирования устанавливает наш заказчик, то есть другое предприятие. Машина тоже принята на снабжение Министерством обороны и нами выпускается серийно. И последняя машина – это бронированные автомобиль на базе армейских грузовиков КАМАЗ, шифр его у нас «Булат». Мы его неоднократно демонстрировали на различных выставках. Такие машины у нас уже закупало МВД.  Сейчас эта машина прошла очень серьезные испытания  Министерством обороны на Кавказе, рассматривается вопрос о принятии ее на снабжение в Министерство внутренних дел.

-А для каких целей она служит?

- По сути, это бронированный грузовик, который перевозит 10 человек. Уровень защиты очень высокий: она выдерживает попадание бронебойно-зажигательной пули из снайперской винтовки без пробития брони; она выдерживает подрыв под колесом до 4 кг тротила и 2 кг под днищем, при этом экипаж размещен в специальных креслах и не получает никаких повреждений.

- 4 кг тротила – это очень мощный заряд?

- Как сказать, другая машина у нас выдерживает подрыв в 8 кг. У нас разработана серия высокозащищенных автомобилей на базе КАМАЗа и Урала, которые выдерживают подрыв 8 кг под колесом, 6 кг – под днищем, подрыв 152-миллиметрового осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 2,5 метра от борта.

- А как проводятся испытания?

- Для того, чтобы провести такие испытания, особенно при подрыве, используются специальные манекены из серии «Гибрид», «Гибрид 2», «Гибрид 3». Они чем-то похожи на манекены, которые используются при краш-тестах автомобилей. На них много датчиков. Измеряются все параметры: состояние позвоночника, уровень шума, ударная волна. При подрыве 6 кг тротила под днищем нашей машины перегрузка составляет 900 G. Человек, сидя на своем сиденье, получает лишь 14.

- А за счет чего это удается?

- За счет конструкции и самого обитаемого отделения,  а главное, за счет конструкции наших специальных кресел, которые прошли большой комплекс испытаний.

- Виктор Борисович,  кресла – это именно ваша разработка?

- Да, нашего предприятия. Они запатентованы. Мы использовали при этом же подрыве английские кресла. На нашем кресле перегрузка составила 14 G, на английском – 23G.

- За счет чего вам удается обгонять конкурентов?

- Я не хотел бы говорить, что мы обгоняем конкурентов: это будет не совсем корректно. А вот выделяться на их фоне нам помогает сплоченный дружный коллектив-конструктор, в основном это молодежь. Очень работоспособные, грамотные, с большими перспективами.

- Вы сказали, что автомобили – абсолютно ваша разработка, то есть  никакие санкции вас не коснулись?

- Да, это полностью российское производство, хотя в серии «Скорпион» (разработка их началась еще в 2010-20111гг) мы закладывали некоторые импортные комплектующие, но потом ситуация сильно изменилась, и у нас уже тогда была разработана программа локализации (та, которую сейчас называют «импортозамещением»). Эта программа уже утверждена нашим заказчиком. Думаю, скоро мы полностью перейдем на все отечественные комплектующие.

- То есть ваши партнерские организации тоже отечественные?

- Да, конечно.

- Как вам удалось почувствовать этот момент? Вы же не сейчас начали этот переход.

- Всегда у Министерства обороны было требование, чтобы импортные комплектующие использовались по минимуму. Мы это  знали, к этому готовились и сейчас успешно движемся в этом направлении.

- Если сравнить с зарубежными аналогами, чем еще, кроме кресел, отличаются ваши машины? Ведь были у нас попытки закупить какие-то итальянские броневики, но, по-моему, ничего не прижилось в нашей армии.

- Закупка, к сожалению, была произведена. Были потрачены очень большие деньги на броневики Iveco. Но по ряду параметров они, естественно, уступают нашим машинам. В первую очередь, на сегодняшний момент самое главное – это цена, а она не сравнима. Второе: у нас броневик «Скорпион» перевозит 8 человек (водитель, командир и 6 человек десанта). У Iveco всего 5 человек. Да, у них несколько выше уровень броневой противопульной защиты, но у нас и не стояла задача достичь такого уровня. Iveco весит 7 с лишним тонн, наша машина меньше 5, то есть по проходимости - не сравнить. Iveco вязнет в снегу, наша машина идет по снежной целине глубиной до полуметра без остановки, прямо по снежной целине.

- Хорошо, что не стали закупать у итальянцев.

- Думаю, да, потому что назвать итальянцев большими специалистами в области бронированных машин или танкостроения было бы слишком смело.  У нас огромная отечественная школа.

- Сейчас Министерство обороны размещает у вас заказы? Чувствуете, что вы востребованы?

- Да, у нас уже на стадии подписания контракт на доставку бронированных автомобилей серии «Скорпион». Также контракт на поставку машин «Листва» - это только для Министерства обороны.  И у нас очень большой потенциальный портфель заказов на создание машин на базе «Скорпионов» и некоторых других.

- Как вы справляетесь со всеми этими заказами?

- Цены, сами знаете, возросли, в том числе и на отечественные комплектующие, что не всегда оправданно, но мы справляемся.

- Производственных мощностей хватает для выпуска?

-Да, производственных мощностей, которые у нас расположены во Фрязино вполне достаточно. У нас 22 тыс. кв метров только производственных площадей, большой парк разнообразного оборудования,  у нас 2 своих лазерных центра по раскрою броневых  материалов, станки с ЧПУ разные. Практически все свое.

- Какие новинки ожидаете?

-Кардинальных новинок прямо сегодня не будет. Главное, сейчас мы нашу машину оснащаем различным вооружением. Мы представляли на выставке «Интерполитех 2014» наши машины «Скорпион», «Булат» в оснащении разведывательно-огневого комплекса, где на крыше установлен боевой дистанционно управляемый модуль, сопряженный с системой управления навигации связи. Работает разведчик на удалении от машины. От момента обнаружения цели разведчиком  и наведения на нее бинокля до начала стрельбы по цели проходит 5-7 секунд в автоматическом режиме. По закрытому радиоканалу идет засечка цели, сбрасывается информация на машину, на мониторе наводчика отображается цель, он на своем экране нажимает на номер этой цели, ствол вооружения наводится на автомате на эту цель.

- Виктор Борисович, спасибо!

 

Беседовали Илья Доронов и Игорь Барчугов