В ноябре 2015 года ВМФ России получит первый головной тральщик «Александр Обухов» (проект 12700 «Александрит») с корпусом из композитных материалов. Планируется, что для российского флота будет построено не менее трех таких кораблей. Корабль построен на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Санкт-Петербурге и приступил к швартовным испытаниям. ОАО «СНСЗ» является единственным предприятием в мире, которое может создавать монолитные корпуса длиной до 80 м.

По сообщению представителя пресс-службы и информации Минобороны по ВМФ капитана 1-го ранга Игоря Дыгало, в июне начнутся заводские ходовые испытания, а в сентябре корабль должен пройти государственные испытания.

 Справка

Спуск на воду тральщика "Александр Обухов". Фото itar-tass.com«Александр Обухов» - головной корабль (пр. 12700, «Александрит») противоминной обороны в ближней морской зоне, который предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной от корабля дистанции. Имеет самый большой в мире корпус из монолитного немагнитного материала. Корабль спроектирован ЦМКБ «Алмаз» и создан с использованием технологии вакуумной диффузии, которая в российском военном кораблестроении применяется впервые.

Корабль этого проекта эффективен против современных морских мин с многоканальными комбинированными взрывателями. Они могут распознавать и уничтожать конкретные цели, а также противостоять тралению контактными и неконтактными тралами. В этих условиях тральщик должен вести активный поиск и уничтожать мины впереди по курсу корабля.

В корабле проекта 12700 противоминный контур формируется с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, которые размещаются на корабле, а также на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах. Корабль может применять и традиционное тральное вооружение. Тральщик обладает высокой маневренностью за счет использования комплекса подруливающих устройств.

Корпус из немагнитных композиционных материалов отличается высокой прочностью и обеспечивает высокую Уничтожение морской мины. Фото yandex.ruживучесть корабля в морских противоминных операциях. Кроме того, при значительно меньшей общей массе срок службы такого корпуса может составить не менее 30-35 лет, что в несколько раз превышает аналогичный показатель корпуса из маломагнитной стали. На базе композитного корпуса возможно строительство патрульных кораблей и вспомогательных судов различного назначения военного и гражданского назначения.

Дизельная двигательная установка мощностью 2500 л.с. обеспечивает движение корабля с максимальной скоростью 15 узлов при полном водоизмещении 620 т. Дальность плавания на скорости 10 узлов может достигать 1500 миль с экипажем 41 человек, автономность действий – до 10 суток. Для выполнения боевых задач тральщик имеет несколько тралов: одинарный универсальный контактный (ОУКТ-Б), парный контактный (ПКТ-Б), трал-имитатор «Желатин» и универсальный широкополосный акустический трал ШАТ-У.

Для обнаружения мин могут использоваться НРЛС «Пал-Н», оптико-телевизионный комплекс МТ-201М3 и ГАС звукоподводной связи «Структура-35». Радиоэлектронное оборудование включает противодиверсионную ОГАС «Анапа», ГИСЗ «Алтын-М» и комплекс связи «Рубероид». Для самообороны корабль оснащен шестиствольным 30-мм автоматом АК-306 (1500 выстрелов), 14,5-мм пулеметной установкой МТПУ, а также переносным зенитным ракетным комплексом «Игла» (боекомплект 8 ракет). Минно-торпедное вооружение представлено минами типа УДМ, УДМ-2, УДМ-500, МТПК-1, МТПК-2, МРПК-1, ПМР-1, ПМР-2.

 

Анатолий Соколов