Экспозиция с образцами бронированных автомобилей типа «КОЛУН» и «ТОРОС» стала одним из самых притягательных мест на выставке «Технологии в машиностроении – 2014», которая прошла в августе в подмосковном Жуковском.

О ряде характеристик этих машин, представленных под восстановленной маркой известного в прошлом производителя военных автомобилей УАМЗ, хочется говорить с добавлением эпитета «очень».Автомобиль "КОЛУН" 5313. Фото А. Соколов

Бронеавтомобили сразу притягивали к себе внимание выразительным и, одновременно, элегантным и суровым внешним видом. С приближением к ним строгость «КОЛУНа» усиливалась, а 7-тонные «ТОРОСы» из «игрушечных» превращались в грозные машины с толстыми броневыми корпусами.Фото А. Соколов

Автомобили отличаются удачной компоновкой с просторным внутренним объемом. Так, в «ТОРОСах» свободно размещается 10 человек, которые могут перемещаться между рядами без покидания автомобиля, что важно в критических ситуациях.

«Танковая» проходимость автомобилей позволяет им преодолевать глубокие броды, стенку, препятствия в виде лестниц и горок, а также и «прыгать». Эти возможности «ТОРОСы» продемонстрировали на специальной полосе препятствий, в том числе и «свечку» после поперечного преодоления брода.Автомобиль "ТОРОС" преодолевает препятствие на трассе. Фото А. Соколов

При этом экономичный двигатель обеспечивает не только требуемую динамику движения и проходимость, но и 1000 км пробега на одной заправке.

О машинах и их некоторых особенностях в эксклюзивном интервью «Росинформбюро» рассказал Анатолий Лейрих, президент промышленного Консорциума «ИНТРАЛЛ».

- Анатолий Андреевич, чем отличаются бронеавтомобили компании «ИНТРАЛЛ» от аналогичной продукции других производителей?

- На этой выставке наша компания демонстрирует два семейства защищенных автомобилей. Первое представлено бронеавтомобилем УАМЗ 5313 «КОЛУН» с колесной формулой 6х6, который создан на базе известного своей надежностью шасси автомобиля ЗИЛ-131.Автомобиль "КОЛУН" преодолевает брод. Фото А. Соколов

Изменению подверглись только те элементы и агрегаты шасси, замены которых потребовали изменившиеся стандарты. Новая кабина и кузовная надстройка позволяет разместить 19 военнослужащих и обеспечить им круговую защиту по второму уровню стандарта STANAG 4569, а при использовании дополнительных навесных панелей и выше.

Существует также и образец автомобиля «КОЛУН» 5313-S колесной формулой 4х4, который здесь не представлен.

Второе семейство бронеавтомобилей под названием «ТОРОС» представлено автомобилями УАМЗ 4901 «Базовый», УАМЗ 4902 «Командирский» и УАМЗ 4903 «Санитарный». При их конструировании была использована кузовонесущая конструкция типа «монокок».Кабина автомобиля семейства "ТОРОС". Фото А. Соколов

Она снижает вес автомобиля и обеспечивает при этом высокую прочность конструкции, а также размещение огневых систем без значительных усилений. Относительно низкий вес в сравнении с аналогами обеспечивает обычной и бронированной версиям наших автомобилей плавучесть.

Компоновка моторного отсека с силовой установкой продумана так, что практически не занимается жизненное пространство боевого отсека, который более свободный, чем у аналогов. «Шахматная» расстановка кресел еще больше увеличивает индивидуальное пространство для каждого военнослужащего с боевой экипировкой. Базовая версия «ТОРОСа» оснащена пятью дверями для покидания автомобиля.Салон автомобиля "ТОРОС" санитарный. Фото А. Соколов

Санитарный автомобиль имеет три места для водителя и медперсонала, и может принять от четырех до шести раненых. Существует вариант размещения в санитарном «ТОРОСе» походной операционной.

Монокок позволил убрать вовнутрь бронированной капсулы и надежно защитить главные элементы трансмиссии автомобиля. Все наши автомобили полноприводные с самоблокирующимися дифференциалами. В совокупности с правильным подбором узлов и агрегатов, дорожным просветом в 520 мм, углами заезда и съезда в 50 град. это обеспечивает им высокие показатели проходимости.

Наши автомобили одинаково хорошо ведут себя на дорогах, как с твердым покрытием, так и на пересеченной местности. Ходовые испытания в Нижнем Тагиле и в Подмосковье подтвердили высокую проходимость наших машин по грязи и снегу. Не хуже других автомобилей показали себя наши машины и на трассе с препятствиями в Жуковском.Автомобиль "ТОРОС" командирский преодолевает брод в Жуковском. Фото А. Соколов

Заслуживают внимания и другие особенности наших автомобилей. Так, ширина колеи автомобилей «ТОРОС» и «КОЛУН» обеспечивает им беспрепятственное движение в колонне с другими транспортными средствами. А сочетание высокого клиренса и больших углов заезда и съезда обеспечивают машинам высокие показатели геометрической проходимости.

На этапе разработки мы поставили задачу создать бронеавтомобили сверхвысокой проходимости. Как показали результаты предварительных испытаний, поставленные цели достигнуты. Теперь на базе существующих конструкций мы можем создавать автомобили с учетом любых специфических требований заказчиков.Автомобиль "ТОРОС" преодолевает "ступеньки". Фото А. Соколов

Хочу подчеркнуть, что все наши машины собраны только из отечественных узлов и агрегатов и их производство нисколько не зависит от зарубежных поставок. Это соответствует современным требованиям, которые ставятся перед разработчиками руководством нашей страны.

- Это первый показ ваших изделий?

- За последние три месяца - четвертый. Первый показ пяти прототипов наших автомобилей состоялся на международном конкурсе современного промышленного дизайна военной техники в период празднования Дня Победы в московском Музее прикладного искусства.

Конкурс, организованный нами совместно с музеем и Интернет-порталом CARDISIGN.RU, вызвал большой интерес со стороны специалистов и обычных посетителей, количество которых превысило 3000 тыс. человек. В нем участвовало более 120 фирм и компаний из разных стран.Автомобили "КОЛУН" и "ТОРОС" на "Полосе препятствий". Фото А. Соколов

В дальнейшем наши машины демонстрировались в рамках международной выставки оборонной продукции «MILEX - 2014» в Минске, где были отмечены двумя дипломами и медалью и на Дне инноваций Минобороны в подмосковном Алабино. Там наши машины показали себя в движении на полигоне. На выставке ТВМ-2014 наши автомобили представлены в статической экспозиции и покажут себя в динамике на полосе препятствий в рамках шоу «Непобедимые и легендарные».

- Машины вызвали несомненный интерес со стороны посетителей. А есть ли интерес к этим образцам со стороны потенциальных заказчиков?

- Интерес к нашим автомобилям мы отметили еще весной, а сейчас он получил дальнейшее развитие и перешел в практическую плоскость. Уже есть определенные результаты, и есть поручения для дальнейшей работы. Мы на правильном пути и верим в успех.Фото А. Соколов

- А какие именно структуры заинтересовались вашей продукцией?

- Это, в первую очередь, Министерство обороны, внутренние войска МВД, МЧС и спецслужбы. У каждого ведомства своя специфика, и свои требования. Но мы не видим препятствий для того, чтобы их не выполнить.

- Какие машины Вы рассматриваете в качестве конкурентов бронеавтомобилей «КОЛУН» и «ТОРОС»?

- Все, у которых от четырех до шести колес (смеется). В первую очередь, те из них, которые могут использоваться силовыми ведомствами и весят более семи тонн.

- Оснащены ли ваши бронеавтомобили защитой от противоднищевых мин?

- Конструкция кузова позволяет обеспечить такую защиту. Кроме того, в настоящий момент мы ведем исследовательские и конструкторские работы для достижения показателей, которые соответствуют более высоким стандартам.Фото А. Соколов

- На каком предприятии вы планируете осуществлять серийное производство автомобилей?

 - Первые прототипы были изготовлены в г. Новоуральске на площадях бывшего Уральского автомоторного завода, который до 2004 г. производил автомобили ЗиЛ-131.Текущее состояние предприятия крайне тяжелое и затрудняет рассмотрение данной площадки для нашего проекта. Решение о выборе места организации производства мы будем принимать исходя из временных параметров, а также учитывая мнения наших ключевых заказчиков. Такие возможности у нас есть.

 Справка

По данным разработчиков бронеавтомобили семейства «КОЛУН» и «ТОРОС» имеют следующие расчетные основные характеристики.

Бронеавтомобиль "КОЛУН" 5313. Фото Е. Пряничникова

«КОЛУН» 5313 с колесной формулой 6х6 при полной массе 11100 кг способен двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью не менее 110 км/ч при запасе хода более 750 км. Глубина преодолеваемого брода – 150 см. Количество мест – 19 человек с водителем. Имеет противопульную, противоосколочную и противоминную защиту по 2 классу (STANAG 4569). Габариты: высота х длина х ширина – 2780 х 7194 х 2347 мм. Колесная база – 3350+1250 мм. Назначение – общевойсковое, специальное.

Автомобиль "КОЛУН" 5315-S. Фото А. Соколов

«КОЛУН» 5315-S с колесной формулой 4х4 при полной массе 9000 кг может двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью не менее 110 км/ч при запасе хода более 750 км. Глубина преодолеваемого брода – 150 см. Количество мест – 3 человека с водителем. Имеет противопульную, противоосколочную и противоминную защиту по 2 классу (STANAG 4569). Габариты: высота х длина х ширина – 2772 х 7136 х 2347 мм. Колесная база – 4208 мм. Назначение – общевойсковое, специальное.

Бронеавтомобиль "ТОРОС" 4901 - базовый. Фото Е. Пряничникова

«ТОРОС» 4901базовый с колесной формулой 4х4 при полной массе 6800 кг способен двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью не менее 85 км/ч при запасе хода 1000 км. Глубина преодолеваемого брода – амфибия (150 см для не плавающей версии). Габариты: высота х длина х ширина – 2437 х 5127 х 2145 мм. Колесная база – 3030 мм. Клиренс – 520 мм. Количество мест – 10 человек с водителем. Имеет противопульную, противоосколочную и противоминную защиту по 2 классу (STANAG 4569). Назначение – общевойсковое, специальное.

Бронеавтомобиль "ТОРОС" 49021 - командирский. Фото Е. Пряничникова

«ТОРОС» 4902 командирский с колесной формулой 4х4 при полной массе 4600 кг способен двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью не менее 85 км/ч при запасе хода 1000 км. Глубина преодолеваемого брода – 150 см. Габариты: высота х длина х ширина – 2390 х 5125 х 2145 мм. Колесная база – 3030 мм. Клиренс – 520 мм. Количество мест – 10 человек с водителем. Назначение – общевойсковое, специальное.

Бронеавтомобиль "ТОРОС" 4903 - санитарный. Фото Е. Пряничникова

«ТОРОС» 4903 санитарный с колесной формулой 4х4 при полной массе 6800 кг способен двигаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью не менее 85 км/ч при запасе хода 1000 км. Глубина преодолеваемого брода – 150 см. Габариты: высота х длина х ширина – 2662 х 5125 х 2145 мм. Колесная база – 3030 мм. Клиренс – 520 мм. Количество мест – 10 человек с водителем. Имеет противопульную, противоосколочную и противоминную защиту по 2 классу (STANAG 4569). Назначение – общевойсковое, специальное.

 

Анатолий Соколов