На протяжении полувека развитие вертолетов семейства АН-1«Кобра» идет по кругу: повышение мощности силовой установки – увеличение площади ометаемой поверхности несущего винта – повышение мощности силовой установки и т.д. Стремление повысить мощность силовой установки привело к установке на вертолете двух двигателей. Этого потребовали ВМС и Корпус морской пехоты (КМП) США, которые исходили из соображений повышения безопасности полетов над морем. Двухдвигательные «Кобры» в свое время приобрел и шахский Иран.

Увеличить ометаемую несущим винтом площадь (в самолете это площадь крыла) можно путем увеличения хорды и длины лопастей или количества лопастей. Ранние вертолеты «Белл» имели 2-лопастной несущий винт со стабилизирующими стержнями. К концу 70-х годов повышение характеристики такого винта за счет увеличения длины и хорды лопасти были исчерпаны. Разработка нового 4-лопастного несущего винта 4BW для военных и гражданских вертолетов затянулась на многие годы.

Конвертоплан "Оспрей". Фото: s239.photobucket.comВпервые новый винт на «Кобре» появился в 1979 г., но в вооруженные силы США боевые вертолеты с такими винтами поступили только в XXI веке. Столь длительная временная задержка отчасти связана с запутанностью в военных вертолетных программах США. Были затрачены большие деньги на программу разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» и конвертоплана V-22 Osprey («Оспрей»). Разработку «Команча» в конечном итоге свернули, а программа конвертоплана вошла в число самых неоднозначных в истории американской авиации.

Армия США сделал ставку на развитие боевого вертолета АН-64А «Команч», который должен был стать дополнением к «Апачу». Кризисное положение дел с вертолетами ВМС и морской пехоты усугублялось старением основного многоцелевого вертолета UH-1 «Ирокез». Флот рассматривал два способа решения проблем: приобретением адаптированных сухопутных вертолетов (боевого АН-64 и транспортного Сикорский UH-60 «Блэк Хок») и глубокой модернизацией вертолетов AH-1 и UH-1.

Вертолеты «Кобра» и «Апач» близки по летным данным и боевой эффективности. Однако на этапе принятия решения фирма «Белл» утверждала, что перспективный вариант «Кобры» будет дешевле «Апача». В ценах 2010 г. АН-64D стоил 25 млн. долл. США, а AH-1Z – 27 млн. долл. Несомненно, что на выборе решения «вертолетного кризиса» в ВМС и морской пехоте сказались давние связи моряков с фирмой «Белл». Но самым весомым при выборе флотом вертолетов этой фирмы стала возможность частичной унификации парка транспортных и боевых вертолетов.

Вертолет "Апач". Фото: www.wallplanet.ruВ 1996 г. командование КМП США санкционировало работы по модернизации боевых AH-1W «Супер Кобра» и транспортных UH-1N «Хью» вертолетов. В ноябре того же года был подписан контракт между КМП США и фирмой «Белл» на реализацию программы «H1 Upgrade». Она предусматривала значительную унификацию (84%) между перспективными вертолетами UH-1Y и AH-1Z. При эксплуатации вертолетов в составе одной эскадрильи это экономит средства на подготовке инженерно-технического персонала и упрощает логистику. Исследования по критерию «стоимость – эффективность» показали оптимальность выбора пары UH-1Y – AH-1Z. Однако дешевизна этого варианта была относительна, так как в 2004 г. стоимость реализации программы Н1 оценивалась в 6,2 млрд. долл.

Первоначальный вариант программы Н-1 предполагал модернизацию 180 AH-1W и 100 UH-1N в вариант AH-1Z и UH-1Y соответственно. В последующем программа закупок вертолетов неоднократно пересматривалась. В 2010 г. планировалась закупка 189 AH-1Z, в т.ч. 58 новых со сроком окончания поставок в 2019 г. Данный вариант пересмотрели в сторону увеличения закупки новых вертолетов за счет уменьшения количества модернизированных при сохранении их общего количества. При этом срок завершения поставок перенесли на 2022 г. Новый вариант «Кобры» получил фирменное обозначение Model 409, а военное AH-1Z – в 1999 г.

Ветолет АН-1W "Супер Кобра". Фото: www.bluejacket.comЗатянувшаяся разработка обоих вертолетов резко повысила стоимость программы. Среди технических причин затягивания разработки АН-1Z были трещины в пилоне хвостового винта, проблемы с лопастями несущего винта, гидросистемы и комплексированием бортовой электроники. Первый полет прототип АН-1Z совершил в декабре 2000 г. Всего на основе АН-1W было создано 3 опытных АН-1Z. В конце 2003 г. АН-1Z показал максимальную скорость полета 411 км/ч.

Малосерийное производство АН-1Z «Зулу» началось в 2003 г., а в 2007 г. первый серийный вертолет получила морская пехота. Полномасштабное серийное производство началось в 2010 г. Первоначальной боеготовности вертолеты AH-1Z достигли в феврале 2011 г. вместо 2006 г. по плану. Последний, 37-й, модернизированный из «Супер Кобры» вертолет AH-1Z был передан КМП США в феврале 2014 г. Все остальные «Зулу» будут новыми и 11 таких вертолетов планируется построить в 2014 г.

Вертолет "Зулу".Первые 3 вертолета АН-1Z поступили в 367 легкую ударную вертолетную эскадрилью (HMLA-367, Marine Helicopter Light Attack Squadron) КМП США в октябре 2010 г., которая дислоцируется на авиабазе Кэмп-Пендлетон. Оснащение новой техникой привело к изменению штатов эскадрилий. Если ранее они имели по 18 АН-1W и 9 UH-1N, то по новому штату – 15 АН-1Z и 12 UH-1Y. По состоянию на февраль 2014 г. КМП США имел три эскадрильи такого типа, оснащенные вертолетами АН-1Z «Зулу». Это HMLA-267 «Stingers» (обозначение на вертолетах UV, Кэмп-Пендлетон), HMLA-367 «Scarface» (VT, Гавайские острова) и HMLA-369 «Gunfighters» (SM, Кэмп-Пендлетон).

Эксперты США считают модернизированные вертолеты «Зулу» новыми, а их выпуск – серийным производством. От «Супер Кобры» этот вертолет отличается новыми 4-х лопастными несущим и хвостовым винтами, стабилизатором, капотами двигателей, пилоном несущего винта, плоскостями крыла и носовой частью фюзеляжа. Все вертолеты АН-1Z имеют новые пилоны хвостового винта и хвостовой редуктор, лыжное шасси, а также бортовое электронное оборудование.

Вертолеты UH-1Y (слева) и АН-1Z (справа)Ранее на вооружении КМП США не имели вертолетов, которые могли работать в паре подобно разведывательному вертолету Белл ОН-58D «Кайова» и боевому Боинг АН-64 «Апач» армии США. Оснащение вертолетов UH-1Y и AH-1Z обзорно-прицельными системами с лазерными дальномерами позволяет использовать их в качестве разведывательного и боевого соответственно в составе разведывательно-ударной пары.

Активная реклама вертолета АН-1Z «Зулу» фирмой «Белл» на мировом рынке пока ни одного твердого контракта на их поставку не принесла. Сегодня потенциальными покупателями «Зулу» считаются Пакистан, Южная Корея и Малайзия.

Развитие вертолетов семейства АН-1 на протяжении 50 лет показало, что на современном уровне возможно поддерживать даже относительно старую боевую технику.
Вертолет Ми-35. Фото: www.fresher.ruСегодня вертолет АН-1
Z по составу бортового оборудования и летным данным не уступает АН-64D «Апач Лонгбоу», притом, что исходная модель Ан-64А лет на 10 моложе АН-1А. Одной из причин создания «Апача» при наличии «Кобры» может быть то, что в 70-е гг. возможности АН-1 многим казались исчерпанными. Сегодня параллельное развитие «Апача» и «Кобры» объясняется традиционным соперничеством американских армии и флота.

Более интересен другой вопрос, зачем России боевые вертолеты трех новых типов (Ми-35М, Ми-28, Ка-52) в составе одного вида войск? Ведь вертолеты Ми-24/35 претерпели эволюцию, близкую эволюции вертолетов АН-1 «Кобра», а последние модификации Ми-35 новейшим Ми-28 и Ка-52 уступают совсем незначительно.

 

Михаил Никольский