Инструменты поддержки разбиты на две компоненты: обязательная программа федерального уровня и региональная – «вариативная» программа, позволяющая на региональном уровне усилить действие мер господдержки промышленности на конкретных направлениях.

Денис Журенков

Денис Журенков  

Автор материала. в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

За последние 3 года на поддержку проектов, формирующих инновационную структуру регионов – прежде всего, по созданию различных технопарков и кластеров – было выделено более 2,5 млрд рублей. Количество площадок выросло более чем в 2 раза – до 94 в 2016 году. Сейчас в них расположено порядка 2 тысяч компаний-резидентов и создано более 100 тысяч рабочих мест.

6 направлений развития

Сегодня можно выделить 6 направлений стимулирования промышленного развития, реализуемых Минпромторгом России в соответствии с законом «О промышленной политике». Это – финансовая и информационная поддержка, поддержка научно-технической деятельности и инноваций, развитие кадрового потенциала, поддержка внешнеэкономической деятельности и ограничения на импорт.

Можно выделить 6 направлений стимулирования промышленного развития

Финансовая поддержка заключается, прежде всего, в субсидировании производства и создания инфраструктуры, налоговых льготах. В числе мер финансовой поддержки можно выделить проекты, реализуемые на льготных условиях через Фонд развития промышленности.

Информационная поддержка: ГИС «Промышленность», различные каталоги, справочники и информресурсы, а также выставочно-ярморочная и рекламная деятельность.

К числу мер поддержки научно-технической деятельности следует отнести размещение госзаказа на НИОКР и субсидирование их выполнения, стимулирование внедрения и спроса на инновации, поддержка инжиниринга.

Специальный инвестконтракт

Особым и одним из наиболее актуальных инструментов поддержки выступают специальные инвестиционные контракты (СПИК). Это достаточно новый инструмент, предусмотренный законом № 488-ФЗ «О промышленной политике».

СПИК – соглашение между инвесторами, Российской Федерацией (в лице Минпромторга) или субъектом РФ, в котором фиксируются:

- обязательства инвестора своими силами создать, модернизировать или обеспечить новое производство промышленной продукции в России;

- обязательства государства гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий, а также осуществить меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством в момент заключения СПИК.

СПИК заключается на срок выхода проекта на операционную прибыль + 5 лет (но в сумме не более 10 лет)

СПИК заключается на срок выхода проекта на операционную прибыль + 5 лет (но в сумме не более 10 лет) и подпадает под специальный правовой режим. В свою очередь, государство гарантирует неизменность условий инвестирования и комплекса мер поддержки, а заключившая СПИК организация фактически становится получателем налоговых преференций.

Заключившая СПИК организация фактически становится получателем налоговых преференций.

Минимальный объем требуемых инвестиций – 750 млн рублей.

Сегодня действуют 3 вида СПИК: первый – создание или модернизация промышленного производства, второй – внедрение наилучших доступных технологий, третий – освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в России.

На сегодняшний день подписано 7 СПИК федерального уровня на сумму 250 млрд рублей, в проработке находится еще 66 заявок от бизнеса. Темпы заключения региональных СПИКов пока отстают – их пока заключили только Костромская область и Пермский край.

Регионы не успевают за федеральными инициативами

Сегодня сложилась ситуация, когда регионы не успевают за федеральными инициативами – большинство регионов только подступаются задаче адаптации федеральных законов к своим возможностям.

Реализуемые Минпромторгом России инструменты господдержки разбиты на две компоненты: обязательная программа федерального уровня и региональная – «вариативная» программа, позволяющая на региональном уровне усилить действие мер господдержки промышленности.

По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, в этих инструментах осознанно была предусмотрена обязательная программа, за которую отвечает Минпромторг России, и произвольная. Это дает возможность регионам усилить действие федеральных мер там, где они считают это необходимым в рамках реализации своей промполитики.

Сегодня перед Минпромторгом России стоит задача формирования современной и доступной промышленной инфраструктуры.

Сегодня перед Минпромторгом России стоит задача формирования современной и доступной промышленной инфраструктуры. Так, за последние 3 года на поддержку проектов по созданию индустриальных парков, промышленных технопарков и кластеров было выделено более 2,5 млрд рублей. Причем количество таких площадок выросло более чем в 2 раза: с 45 в 2013 г. до 94 в 2016 г. Сейчас в них расположено около 2 тыс. компаний-резидентов, в которых занято более 100 тыс. человек.

По оценкам Минпромторга России – в трети регионов промышленные площадки еще не созданы.

Необходимо отметить, что по оценкам Минпромторга России – в трети регионов промышленные площадки еще не созданы. Кроме того, сохраняются вопросы достаточности предпринимаемых усилий для минимизации издержек резидентов.

Денис Журенков