Развитие ситуации между Роскосмосом и Государственным космическим агентством Украины (ГКАУ) показало, что нынешнее обострение отношений между двумя странами ведет к большим экономическим потерям.

Ситуация

В конце марта нынешний глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил о проблемах в связи с украинскими поставками для нужд российской космической отрасли. В частности, Украина поставляла системы управления для разгонных блоков «Бриз-КМ» и ракеты-носители (РН) «Зенит 3SL» днепропетровского Южмашзавода (ЮМЗ). Комаров отметил, что переговоры между Роскосмосом и Украиной продолжаются, но их результаты будут определяться позиций украинских партнеров.

 Справка

«Зенит-3SL» - трехступенчатая ракета-носитель для доставки тяжелых космических аппаратов на средние и высокие Фото newsil.ru.11956-ukraina-budet-obsluzhivat-rakety-zenit-na-baykonureкруговые и эллиптические околоземные орбиты. РН «Зенит-3SL» работает на экологически безопасном топливе (жидкий кислород и керосин).

Отличается горизонтальной технологией сборки и транспортировки при подготовке к пуску, а также полностью автоматизированной предстартовой подготовкой.

РН «Зенит-3SL» создана на базе двухступенчатой ракеты-носителя «Зенит-2» (КБ «Южное»), разгонного блока ДМ-SL (РКК «Энергия») и блока полезного груза (фирма «Боинг»).

Первый пуск состоялся 28 марта 1999 г. Из 36 пусков 33 были успешными. При стартовой массе 473 т ракета может нести 6,1 т полезного груза.

Двигатель для ракеты "Зенит". Фото yuzhmash.comВ понедельник, 6 апреля, СМИ сообщили о том, что Украина и Россия продолжат сотрудничество в космосе по невоенным программам. Старт двух ранее приобретенных РН «Зенит» и запуск первого украинского вещательного спутника «Лыбидь» летом 2015 года с Байконура разрешено украинскими властями. Об этом сообщил Сергей Войт, генеральный директор ЮМЗ.

По его словам, украинская сторона надеется получить для ракеты-носителя российские систему управления и двигатель. Однако в возможности окончательного изготовления РН для запуска украинского спутника сомневается член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. По его словам, Южмаш давно не работает и как можно «собрать фактически распущенный трудовой коллектив … для изготовления единственной ракеты».

 Справка

«Лыбидь» - первый в истории украинский геостационарный Фото cs312626.vk.me.-3h87bmmpjcтелекоммуникационный космический аппарат. Совместное производство канадской компании MDA и железногорского «ИСС имени Решетнева».

Стоимость всего проекта - 254 млн. долл., включая оснащение наземной инфраструктуры и обучение технического персонала. Готовый аппарат находится сегодня на ответственном хранении в «ИСС имени Решетнева».

Запуск аппарата планировался в 2013 году, но был отложен из-за несвоевременной оплаты Южмашзаводом российских двигателя и системы управления.

В Роскосмосе эту ситуацию считают неопределенной по многим моментам. В феврале 2015 года российское агентство отказалось покупать украинские «Зениты» и продавать для них Украине российские двигатели. Для запуска запланированных спутников вместо украинских «Зенитов» будут использоваться новые российские РН типа «Ангара». Ранее приобретенные две РН «Зенит» будут использованы для вывода на орбиту метеорологического спутника «Электро-Л» (июль 2015 г.) и научной обсерватории «Спектр-РГ» (2016-2017 гг.).

Такое решение обусловлено отказом украинской стороны в технической поддержке пусков «Зенитов», в авторском надзоре и техобслуживании боевого ракетного комплекса Р-36М Южмашзаводом, а также неоплатой Украиной полученной российской продукции.

 Справка

МБР "Сатана" на территории завода "Южмаш". Фото www.arms-expo.ru.images.1c-bitrix«Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» (Южмаш, Днепропетровск) – научно-производственное предприятие, единственное на Украине и одно из крупнейших в бывшем СССР ракетостроительных предприятий.

В настоящее время практически не работает из-за отсутствия заказов, выплаты зарплаты с весны 2014 г. и наличия долгов (более 5,1 млн. долл.). США отказались от приобретения РН «Зенит» из-за использования на ней российских двигателей. Ранее завод работал в кооперации с Роскосмосом.

Мнения

Юрий Григорьев, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР. По его словам, «Зенит» является очень хорошей ракетой-носителем с «безлюдным стартом». Но «в связи с непредсказуемостью нынешних властей взаимодействие с Украиной в области ракетно-космической техники нецелесообразно», считает Григорьев. По его мнению, для обретения полной независимости в этой области необходимо «восстановить институт генеральных конструкторов и ракетно-космическую промышленность».

С мнением Григорьева согласен Станислав Закарян, кандидат технических наук, полковник запаса, специалист в области ракетно-космической техники. Он выразил сомнение в том, что украинская сторона впоследствии выполнит свои, в первую очередь, финансовые обязательства. Закарян считает, что «при современном экономическом состоянии, это вряд ли возможно», несмотря на то, что Украина подтвердила свое намерение запустить «Лыбидь» с помощью Роскосмоса.

Генерал-майор запаса, кандидат военных наук, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов считает целесообразным дальнейшее взаимодействие в рамках указанных проектов. По его мнению, это необходимо в интересах «будущего обоих братских народов». Современные отношения между двумя странами он считает временными. «Мы братские народы и после прекращения политических дрязг наступит оздоровление», - заявил он. Этому будет способствовать предложение украинским специалистам работы на российской территории, или по месту их постоянного жительства на контрактной основе.

С учетом высказанных мнений напрашивается следующий вывод. Если перефразировать известную поговорку – «вместе тесно, а врозь скучно», можно сказать, что сегодня России и Украине «тесно» в политической области, но трудно обойтись друг без друга в области экономики.

 

Анатолий Соколов