В рамках гособоронзаказа, начиная с 2016 года, в Министерство обороны поступят «арктические вертолеты». С 2017 года в серийное производство выйдет пассажирский МС-21. На обоих машинах будут стоять бесплатформенные инерциальные системы отечественного производства. О новых разработках БИНС рассказал генеральный директор Московского института электромеханики и автоматики Алексей Кузнецов.
Навигационная система для первого «арктического»
Начиная с середины прошлого века на АО «МИЭА» были разработаны системы управления для большинства гражданских (Ту-134, Ил-18, Ту- 154, Ту-144) и тяжелых военных самолетов (Ту-22, Ту-160, Ту-95). Сегодня же бесплатформенные инерциальные системы (БИНС) – разработки института устанавливаются не только на самолетах, но и на вертолетах. И «первой ласточкой» здесь стал Ми-8АМТШ-ВА – вертолет, специально созданный для работы в северных регионах России, где температура ниже 40 °С. Жесткие условия диктуют новые стандарты. БИНС, разработанная АО «МИЭА» выдерживает мороз до 60 °С (это один из главных военных стандартов).
Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА», Это первое применение наших систем на вертолете. Ранее системы использовались на самолетах. Однако специфика будущей эксплуатации этого вертолета в арктических широтах, где нет наемных навигационных средств, маяков, где плохо работают спутниковые системы. Очень серьезный вопрос для использования системы на вертолете – вибрационные нагрузки. Из-за вращения винта фюзеляж вибрирует, а их системы очень чувствительны. Буквально на прошлой неделе мы сделали очередную доработку для обеспечения ее функционирования.
Для справки:Ми-8АМТШ-ВА - первый «арктический» вертолет. Оснащен мощным двигателем, усиленной трансмиссией. Увеличенная энергомощность вспомогательной силовой установки ТА-14 обеспечивает автономное питание энергоемких потребителей на борту вертолета. Машина оснащена сразу несколькими системами навигации и новейшим метеолокатором.
Смещая Запад
В 2017 году ряды российской авиации пополнит ближне-среднемагистральный пассажирский авиалайнер МС-21. Московский институт электромеханики и автоматики стал разработчиков информационно-вычислительного комплекса для комплексной системы управления самолета и программного обеспечения для самолетовождения для новой машины.
«Так как этот самолет делается по совершенно новой технологии – модульной авионики. Теперь делается программное обеспечение для центрально- вычислительной машины самолета. Мы сейчас единственные в России, кто может ее сделать на таком уровне. Работа развивается уже более 5 лет. Сегодня мы уже изготовили ряд опытных образцов, ведутся стендовые испытания, фактически в обеспечении уже начало летных испытаний», - сказал Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА».
На МС-21будет применяться система БИНС-2015. Перед БИНС-СП она имеет ряд преимуществ. Во-первых, она легче в 2,5 раза. Вместо 15 кг весит меньше 6. Во-вторых, система потребляет значительно меньше энергии, что для авиации чрезвычайно важно. А позже на базе БИНС 2015 будет разработана система и для беспилотников.
«В системах БИНС-СП применяется кольцевой лазерный гироскоп с периметром 28 см, а в БИНСе 2015 периметр – 16 см. Электроника там тоже более интегрированная. Там много технологических улучшений, которые в совокупности позволили его серьезно уменьшить», - говорит гендиректор АО «МИЭА».
БИНС-2015 станет заменой американской навигационной системе, которой планировалось оснащать МС-21 изначально. Кстати, этот проект реализуется в рамках программы импортозамещения.
По этой же программе МИЭА разрабатывает астронавигационные системы, которыми оснащаются военные самолеты (то есть система, осуществляющая навигацию по звездам). Сегодня главный блок для нее был разработан в России (а тогда еще Советском союзе), а производился в Киеве.
«В рамках программы импортозамещения мы сейчас делаем систему, которая будет содержать все компоненты, изготавливаемые в России», - сказал Алексей Кузнецов.
Говоря о программе импортозамещения, стоит отметить, и БИМС-Т гражданского назначения. В свое время на самолеты ставились исключительно западные инерциальные системы, и отечественный продукт серьезно отстал. Теперь же российские системы готовы наверстать упущенное.
«Сейчас мы приблизились к Западу. БИМС-Т стал востребован для самолетов гражданской авиации», - отметил Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА».
Да и у самого Московского института электромеханики и автоматики после 90-х годов, когда был острый дефицит молодых кадров, можно сказать, открывается второе дыхание. На сегодняшний день в институте трудятся порядка 800 человек (среди инженерно-технического состава 9 докторов наук, и порядка 45 кандидатов технических наук). Причем, более 250 сотрудников моложе 35 лет, в основном это выпускники МАИ. Уже начиная с 4 курса студенты работают на предприятии по совместительству, а на выходе они становятся уже готовыми первоклассными специалистами.
Марина Староверкина