В рамках гособоронзаказа, начиная с 2016 года, в Министерство обороны поступят «арктические вертолеты». С 2017 года в серийное производство выйдет пассажирский МС-21. На обоих машинах будут стоять бесплатформенные инерциальные системы отечественного производства. О новых разработках БИНС рассказал генеральный директор Московского института электромеханики и автоматики Алексей Кузнецов.

 

Навигационная система для первого «арктического»

 

Начиная с середины прошлого века на АО «МИЭА» были разработаны системы управления для большинства гражданских (Ту-134, Ил-18, Ту- 154, Ту-144) и тяжелых военных самолетов (Ту-22, Ту-160, Ту-95). Сегодня же бесплатформенные инерциальные системы (БИНС) – разработки института устанавливаются не только на самолетах, но и на вертолетах. И «первой ласточкой» здесь стал Ми-8АМТШ-ВА – вертолет, специально созданный для работы в северных регионах России, где температура ниже 40 °С. Жесткие условия диктуют новые стандарты. БИНС, разработанная АО «МИЭА» выдерживает мороз до 60 °С (это один из главных военных стандартов).

Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА».

Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА», Это первое применение наших систем на вертолете. Ранее системы использовались на самолетах. Однако специфика будущей эксплуатации этого вертолета в арктических широтах, где нет наемных навигационных средств, маяков, где плохо работают спутниковые системы. Очень серьезный вопрос для использования системы на вертолете – вибрационные нагрузки. Из-за вращения винта фюзеляж вибрирует, а их системы очень чувствительны. Буквально на прошлой неделе мы сделали очередную доработку для обеспечения ее функционирования.

 

 Для справки:

Ми-8АМТШ-ВА - первый «арктический» вертолет. Оснащен мощным двигателем, усиленной трансмиссией. Увеличенная энергомощность вспомогательной силовой установки ТА-14 обеспечивает автономное питание энергоемких потребителей на борту вертолета. Машина оснащена сразу несколькими системами навигации и новейшим метеолокатором.

Смещая Запад

 

В 2017 году ряды российской авиации пополнит ближне-среднемагистральный пассажирский авиалайнер МС-21. Московский институт электромеханики и автоматики стал разработчиков информационно-вычислительного комплекса для комплексной системы управления самолета и программного обеспечения для самолетовождения для новой машины.

«Так как этот самолет делается по совершенно новой технологии – модульной авионики. Теперь делается программное обеспечение для центрально- вычислительной машины самолета. Мы сейчас единственные в России, кто может ее сделать на таком уровне. Работа развивается уже более 5 лет. Сегодня мы уже изготовили ряд опытных образцов, ведутся стендовые испытания, фактически в обеспечении уже начало летных испытаний», - сказал Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА».

На МС-21будет применяться система БИНС-2015. Перед БИНС-СП она имеет ряд преимуществ. Во-первых, она легче в 2,5 раза. Вместо 15 кг весит меньше 6. Во-вторых, система потребляет значительно меньше энергии, что для авиации чрезвычайно важно. А позже на базе БИНС 2015 будет разработана система и для беспилотников.

 «В системах БИНС-СП применяется кольцевой лазерный гироскоп с периметром 28 см, а в БИНСе 2015 периметр – 16 см. Электроника там тоже более интегрированная. Там много технологических улучшений, которые в совокупности позволили его серьезно уменьшить», - говорит гендиректор АО «МИЭА».

БИНС-2015 станет заменой американской навигационной системе, которой планировалось оснащать МС-21 изначально. Кстати, этот проект реализуется в рамках программы импортозамещения.

По этой же программе МИЭА разрабатывает астронавигационные системы, которыми оснащаются военные самолеты (то есть система, осуществляющая навигацию по звездам). Сегодня главный блок для нее был разработан в России (а тогда еще Советском союзе), а производился в Киеве.

«В рамках программы импортозамещения мы сейчас делаем систему, которая будет содержать все компоненты, изготавливаемые в России», - сказал Алексей Кузнецов.

Говоря о программе импортозамещения, стоит отметить, и БИМС-Т гражданского назначения. В свое время на самолеты ставились исключительно западные инерциальные системы, и отечественный продукт серьезно отстал. Теперь же российские системы готовы наверстать упущенное.

«Сейчас мы приблизились к Западу. БИМС-Т стал востребован для самолетов гражданской авиации», - отметил Алексей Кузнецов, генеральный директор АО «МИЭА».

Да и у самого Московского института электромеханики и автоматики после 90-х годов, когда был острый дефицит молодых кадров, можно сказать, открывается второе дыхание. На сегодняшний день в институте трудятся порядка 800 человек (среди инженерно-технического состава 9 докторов наук, и порядка 45 кандидатов технических наук). Причем, более 250 сотрудников моложе 35 лет, в основном это выпускники МАИ. Уже начиная с 4 курса студенты работают на предприятии по совместительству, а на выходе они становятся уже готовыми первоклассными специалистами.

 Марина Староверкина