Во вторник 18 февраля истекает срок полномочий, на который был избран Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. Мало кто сомневается, что ему на смену придет Элла Памфилова.

Однако, тем не менее, представители думских фракций обеспокоились тем, чтобы сделать голосование за кандидатуру российского омбудсмена как можно более альтернативным. И выдвинули еще нескольких претендентов.

Совет Федерации, который тоже имеет право такой инициативы, какую-то отдельную свою кандидатуру выдвигать отказался. Коммунисты выставили на «политический аукцион» депутата Олега Смолина, либерал-демократы – Елену Афанасьеву. Но шансов у этих выдвиженцев нет никаких.

 «Единая Россия» тоже не осталась в стороне. На всякий случай фракция предложила первого заместителя руководителя фракции Николая Булаева и главу Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова.

Причем последний уже несколько раз подчеркивал, что не имеет ни малейшего желания расставаться с Думой и комитетом, где у него, дескать, еще много незаконченной работы. Разве что «партия прикажет». Но «партия», вернее президент России Владимир Путин вряд ли что-то такое прикажет. Он уже выдвинул свою кандидатуру.

Президентской креатурой стала Элла Памфилова, дама с богатой общественно-политической биографией, которая уже казалась завершенной. По крайней мере, на поприще государственной службы. И то сказать, она уже была и федеральным министром, и председателем Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

До начала российской политической карьеры Элла Александровна успела побывать в народных депутатах СССР, причем не избранной по округу, а попавшей в число избранных через список ВЦСПС (так назывался главный профсоюзный орган в советские годы).

А в промежутке между правительством и кремлевским правозащитным советом не только возглавляла общественный Совет по социальной политике при Президенте РФ и общественные движения «За здоровую Россию» и «За гражданское достоинство», но даже баллотировалась на пост президента.

Памфилова стала первой российской женщиной, рискнувшей совершить эту попытку. И естественно, успеха не имела. Вообще трудно говорить о какой-то ее популярности или непопулярности. По итогам недавнего социологического опроса Левада-центра выяснилось, что 46 процентов опрошенных россиян не знаю, кто такая Элла Памфилова.

Впрочем, для должности уполномоченной по правам человека популярность не обязательна. Этот пост, как говорится, совсем «про другое». Для политического пиара и набора очков перед будущими электоральными кампаниями он совершенно не годится.

Дело в том, что в России дела с соблюдением прав человека обстоят, мягко выражаясь, не блестящим образом. Причем, как правило, речь идет не об искусственно раздутых процессах над «политзаключенными» или участниками митингов, а об элементарных бытовых и социальных проблемах: незаконно выселили, выгнали с работы, недоплатили или еще каким-то образом обманули.

И во всех этих бытовых историях, банальных, однообразных, обычно вовсе не попадающих в информационные ленты новостей, приходится копаться и разбираться омбудсмену вместе со своим аппаратом, весьма скромным по размерам, даже сотня сотрудников не набирается.

Занятие не выигрышное, не «рейтинговое», зато очень нужное. И если удается помочь хотя бы одному человеку – то, следовательно, есть смысл в существовании этого государственного института. Об этом, между прочим, забывают разные высокомерные оппозиционеры, демагогически рассуждающие о том, что, мол, нельзя «сотрудничать с режимом».

Элла Памфилова, кстати, никогда такого рода рассуждениями не грешила. И она пользуется доверием как со стороны деятелей несистемной оппозиции, так и правящего класса. Следовательно, у нее будут шансы и возможности реально помогать людям в беде.

 

Николай Троицкий