Исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин идет на выборы с избирательной программой (http://собянин2013.рф/program/), инновационно и ярко оформленной  с картинками, диаграммами и инфографикой.

Он заявляет: «Я готов отвечать за каждое слово и каждую цифру этого документа, потому что за ними стоят трезвый расчет и реальный экономический потенциал Москвы».

Программа состоит из шести пунктов. Но так как нельзя объять необъятное, мы выбрали три ключевых направления – транспорт, школу  и медицину. И попросили экспертов оценить реалистичность планов и обещаний господина Собянина.


Сергей Собянин
:

«Своей главной задачей в работе на посту Мэра Москвы я считаю решение транспортных проблем столицы.

Всего до 2020 года дорожная сеть Москвы увеличится на 400 км. Проекты дорожного строительства внутри сложившейся городской среды станут максимально щадящими и будут реализовываться только после детального обсуждения с жителями».

 

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Общественной палаты Российской Федерации:

  Мобильный город – очень правильный и популярный тренд. Это значит, что город двигается, не теряя своих экологических и культурных достоинств.

Таких финансовых вложений в общественный транспорт, по всем линиям, и по инвестиционной, и по части приобретения подвижного состава, и по части организационно-управленческих преобразований, как в сегодняшней Москве  не было нигде и никогда. Не с чем сравнивать.

Идеология выбрана правильная. Город густо застроенный, плотно населенный иначе как с акцентом на качественный общественный транспорт жить не может. Именно общественный транспорт делает такой город живым.

Еще один абсолютно принципиальный вопрос – в таком городе должно быть удобно ходить пешком. Должна быть решена так называемая проблема последней мили: чтобы было удобно пройти 1500 метров, не теряя здоровья. А в центр города без крайней надобности на своем автомобиле ездить не надо. Пока так прямо не говорится, но такова тенденция.

Теперь что касается развития улично-дорожной сети. Очень важно понять вот что: улицу невозможно превратить в дорогу, эти два вида не смешиваются.

Если, например, берется старая городская улица и превращается в кусок Третьего транспортного кольца (как это сделали еще до Собянина с Беговой или Нижней Масловкой) – там будут заторы до окончания века. Попытка перекапывать, реконструировать улицы и проспекты, организуя там новые развязки – верный путь для того, чтобы переместить точку пробок со старого места на новое. Не более того.

И очень хорошо, что Собянин собирается советоваться с населением. Это знаковое обещание. Хотя есть и другая крайность, которая называется эффект nimby - not in my back yard. То есть, стройте и реконструируйте, но только не в моем заднем дворе. Отличить это от законных требований – проблема добросовестных экспертов.

А главное, что резервов для большого дорожного строительства в Москве нет. Для скоростной езды город не приспособлен. И автомобильного счастья в Москве не будет ни сейчас, ни через 50 лет.

Зато обещание перестроить и привести в порядок развязки на МКАДе – очень разумно. Это самое правильное во всей программе.

 

Сергей Собянин:

«Реализация этой программы обеспечит каждому московскому ребенку возможности для получения качественного образования и воспитания.

Труд учителя всегда будет престижным и высокооплачиваемым».

 

Леонид Перлов, учитель географии в физико-математическом лицее «Вторая школа», активист профсоюза «Учитель»

  К сожалению, не могу разделить оптимизма и.о. мэра. Перспективы для улучшения в сфере образования, на мой взгляд, не прослеживаются.

Прежде всего, школы переведены на новую систему оплаты труда. Зарплата состоит из двух частей – базовая, маленькая, и стимулирующая, которая полностью зависит от директора и взаимоотношений с ним. Кабальная зависимость, сильно ограничивает самостоятельность.

Далее, с сентября с нами, учителями, будут заключать эффективный контракт. А критерия эффективности нет. По крайней мере, как я понял, речь идет только об экономической, а не педагогической эффективности. То есть, чем дешевле обходится школа – тем лучше для государства.

В нашем образовании в последнее время экономическая доминанта полностью заменила педагогическую. Это тенденция федеральная, общероссийская, но Москва в экономической сфере идет на полкорпуса впереди всех.

Много говорят об очень большой средней зарплате московских учителей – 55-60 тысяч. Но заработать столько можно только, если трудиться на полутора-двух ставках, по 40 часов в неделю, да еще быть при этом классным руководителем.  Такую нагрузку чрезвычайно трудно выдержать. А о качестве преподавания говорить не приходится.

Наконец, в Москве бурно развивается процесс добровольно-принудительного укрупнения, объединения школ и детсадов в учебные комплексы. Чем больше детей – тем больше денег. Так как введено подушевое финансирование. Но если в одном комплексе скапливается тысячи полторы детей ну а заниматься этими тысячами детей, то педагогическая роль директора сводится к нулю.

Да и зарплата учителя зависит не от качества обучения, а от галочек сколько учеников участвует в Олимпиадах, в проектно-исследовательской деятельности. Система такова, что зарплата директора – производная от зарплат учителей. И директору выгодно, чтобы учителей было поменьше, но с максимальной нагрузкой и, соответственно, зарплатой. Тут уж вовсе не до педагогики.

И последний момент: все меньше и меньше желающих идти в учителя. Особенно – среди москвичей. Зато в московские школы охотно идут выходцы из провинции, зачастую без постоянной регистрации в столице, и их активно берут, потому что они более зависимые и управляемые. Вдобавок, при всем моем уважении к российской периферии, они, как правило, плохо обучены.  Вынужден это констатировать, так как я пять лет работал окружным методистом. Между прочим,  теперь и методистов упразднили как класс, посчитали лишним звеном. Главное в современном московском образовании – это жесткий режим экономии.

 

Сергей Собянин:

«Предстоит устранить дефицит поликлиник. Обеспечить максимально короткие сроки проведения исследований и консультаций;

Обеспечить эффективное использование нового оборудования. Именно в поликлиниках по месту жительства москвичи смогут получать большинство необходимых им медицинских услуг, включая высокотехнологичную помощь.

Городское здравоохранение станет наиболее привлекательным местом работы для высококвалифицированных врачей и медицинских сестер».

 

Леонид Рошаль, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, Директор Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии

 В сфере здравоохранения проблемы никогда не кончаются, но если исходить из реального положения вещей, то Москва находится в оптимальном положении по всем параметрам.

В столичном здравоохранении – нормальная ситуация с финансированием. Например, через мой институт проходит до 40 тысяч детей в год, и нет ни одного родителя, заплатившего хотя бы копейку. А мы не находимся в особенном, уникальном положении, мы финансируемся в общем порядке. Если же говорить о перспективах, то я причисляю себя к числу оптимистов.

Полностью разделяю и поддерживаю стремление Собянина сделать работу в городском здравоохранении максимально привлекательной. Но, кроме этого, надо постараться увеличить число москвичей, довольных здравоохранением.

 

Записал Николай Троицкий