В понедельник 24 марта исполняется 15 лет крупнейшему военному преступлению конца ХХ – начала XXI века, войне США и НАТО против Союзной республики Югославии. Тогда случилось казалось бы невероятное: европейскую страну два с лишним месяца методично бомбили при поддержке практически всех соседей, за исключением России, которая, правда, только обозначала молчаливое и пассивное неодобрение.

 

Одиночество Сербии

 

Чем же провинилась Сербия, которая была разбомблена и расчленена по итогам той войны? На ее территории, в автономной республике Косово и Метохия шла жестокая гражданская война между сербами и албанцами, которые пытались взять автономию под свой контроль.

Обе стороны конфликта допускали кровавые безобразия. И сербские войска, и албанские повстанцы и боевики были виновны в жертвах среди мирного населения и взаимных этнических чистках. Но Вашингтон встал на сторону боевиков и с самого начала обвинял во всех преступлениях только Сербию. В результате чего ее президент Слободан Милошевич умер в Гааге, в тюрьме, в ожидании показательного судилища.

Главной причиной такого одностороннего, однобокого подхода было, скорее всего, не коммунистическое прошлое Милошевича, а тот факт, что он пытался противостоять усилению и расширению НАТО, в то время, как албанцы выступали за союз и сотрудничество с Северо-Атлантическим блоком.

При этом у Сербии не нашлось союзников. Ни внутри бывшей Югославии, где ее не любили и боялись как региональную квази-империю, пытающуюся установить свое владычество времен Иосипа Броз Тито (который, между прочим, сам был хорватом). Ни среди соседей.

Албания предоставила свою территорию и воздушное пространство для сил НАТО. Болгария предоставила силам НАТО территорию и воздушное пространствo. Венгрия предоставила в распоряжение НАТО территорию и воздушное пространство. На территории Македонии разместились сухопутные силы стран НАТО, оснащенные бронетехникой, артиллерией и вертолётами. Румыния предоставила силам НАТО территорию и воздушное пространство.

Российская Федерация пассивно возражала, но, по сути, оставалась нейтральной. Весь протест с нашей стороны свелся к тому, что глава правительства Евгений Примаков развернул самолет на 180 градусов и отказался лететь с визитом в США. Но тогдашний глава государства Борис Ельцин то ли не захотел, то ли уже был не в состоянии принять более активное участие в югославских событиях весны 1999 года.

 

Казус белли

 

Война, то есть бомбардировки территории Сербии, начались не просто без резолюции, а вопреки ей. Решение, осуждавшее действия НАТО как агрессию, собрало только три голоса «за» (Россия, Намибия и КНР) при голосовании в Совете Безопасности ООН.

Впрочем, США такие мелочи никогда не смущали. Они используют ООН, как инструмент воздействия на противников и конкурентов, если это им выгодно - как, например, они пытаются сделать этой сейчас, пытаясь протащить резолюцию против воссоединения Крыма с Россией. Но в других случаях американские власти просто игнорируют Организацию Объединенных Наций, как это было не только в случае войны с Югославией, но и со второй войной против Ирака.

Формальным поводом начала военных действий – casus belli – было неисполнение Сербией требования НАТО «вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия». Не из другого государства, а с ее же собственной территории!

Но подобные тонкости опять-таки не волновали верхушку НАТО и США. Им надо было найти повод для начала операции. И они исходили из железобетонного принципа, описанного русским баснописцем Крыловым: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".

 Справка

В течение марта, апреля, мая, июня 1999 года войска НАТО проводили военные действия на территории Сербии. Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегических военных и гражданских объектов на территории Сербии. Авианалётам были подвергнуты военные стратегические объекты в крупных городах Югославии, включая столицу — Белград, а также многочисленные гражданские объекты, в том числе и жилые. В операции принимали участие 14 стран, в распоряжении которых было 1 200 самолётов. Морская группировка насчитывала 3 авианосца, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов, 4 крупных десантных корабля. Общий же человеческий состав сил НАТО, задействованных в операции, превысил 60 тыс. человек. В ходе операции за 78 дней авиация НАТО совершила 35 219 вылетов, было сброшено и выпущено более 23 000 бомб и ракет. В том числе, американцами 218 крылатых ракет морского базирования по 66 целям и 60 крылатых ракет воздушного базирования, Великобритания с подводной лодки — 20.

 

Жертвы и разрушения

 

Хотя НАТО и США планировали бомбить только стратегические объекты в Сербии, удары не получились "точечными".

Так, 5 апреля при бомбардировке городка Алексинац был разрушен благотворительный медицинский пункт. В Белграде был задет монастырь Раковица. 6 апреля — в Нови-Саде разбомбили школу и детский сад. 12 апреля — ударом натовского самолета F-15E уничтожен пассажирский поезд номер 393 (пилот имел приказ разрушить мост). 14 апреля НАТО нанесло удар по колонне албанских беженцев в Косово. 75 человек - мирных жителей, детей и женщин - погибло.

Эту душераздирающую хронику можно продолжать и продолжать. Среди разрушенных "военных" или "стратегических" объектов оказались табачная фабрика, детская больница с родильным отделением, китайское посольство...

За эти безусловные военные преступления никто не ответил. В реальном "международном праве" господствует принцип "победителей не судят", а проигравшая сторона расплачивается за всё. В битве военной машины НАТО с одним сравнительно небольшим государством победитель был предопределен.

Позднее британский военный историк Джон Киган написал: "Теперь на календаре можно отметить новый переломный момент: 3 июня 1999 года, когда капитуляция президента Милошевича доказала, что война может быть выиграна одной только воздушной мощью".

Среди победителей жертвы были ничтожны. По официальным данным НАТО, в ходе кампании альянс потерял двух военнослужащих погибшими (экипаж американского вертолёта AH-64, разбившегося в ходе тренировочного вылета в Албании).

С другой стороны данные о потерях сильно расходятся. Согласно заявлению Слободана Милошевича, в ходе конфликта погибли 462 югославских военнослужащих и 114 полицейских; по оценке НАТО, погибли более 5 000 югославских военных.

Кроме того, с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тысяч серьезно ранены. Без воды остались около одного миллиона человек, 500 тысяч человек остались без работы, тысячи — без крыши над головой. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых — сербы. Причем непосредственно от действий авиации НАТО погибли 88 детей. Личность 22 из них экспертами не была установлена. Трое нерожденных детей погибли в утробах своих матерей.

Главными жертвами бомбардировок стали мирные жители. Как признал недавно спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир, балканская операция НАТО привела к гораздо большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята.

Но это не волновало военных преступных преступников из НАТО и США, которым так и суждено остаться безнаказанными. Для них важнее было то, что контроль над бывшей частью Сербии перешел к силам НАТО и международной администрации, которая затем передала большинство полномочий структурам этнических албанцев.

После чего в самопровозглашенной республике Косово прошли новые этнические чистки, начались разбои, убийства, военные преступления против сербского и цыганского населения. Но НАТО и США не собираются наказывать за это своих союзников, к любому из лидеров которых целиком и полностью относится характеристика "это сукин сын, но это наш сукин сын". А "своих" преступников США и НАТО только вознаграждают.

 

Николай Троицкий, политический обозреватель ИА "Росинформбюро"