В четверг 20 марта в Брюсселе пройдет саммит, то есть встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-членов Европейского Союза.

Главным пунктом повестки дня будет обсуждение ситуации на Украине. Кроме того, страны ЕС обязательно примут какие-то решения по поводу санкций против России – в наказание за то, что мы своевольно позволили воссоединиться с большой Родиной Крыму и Севастополю.

 

За что боролись?

 

Насчет Украины все решения уже заранее приняты. Их сформулировал председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей: «Мы будем обсуждать события, произошедшие после нашей последней встречи 6 марта, в том числе наш ответ после референдума в Крыму, который является незаконным и противоречит украинской конституции и международному праву».

В этих дежурных заявлениях, больше похожих на заклинания, нет ничего нового и интересного.

В этих дежурных заявлениях, больше похожих на заклинания, нет ничего нового и интересного. Как и в сообщении о том, что до начала основного заседания саммита Европейский Совет подпишет политический раздел Соглашения об ассоциации с Украиной в присутствии украинского премьер-министра Арсения Яценюка. Этот раздел – стандартная декларация о намерениях, которая не значит ровным счетом ничего.

А вот другая, существенная, весомо-грубо-зримая часть Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом – экономическая – подписана не будет. Ни на этой неделе, ни в ближайшее время. Эта процедура вместе с церемонией отложена на неопределенный срок.

 Яценюк выразился достаточно откровенно:

«Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов — а это в первую очередь восток».

Причина отсрочки – предельно простая. Брюссель и Киев испугались. Пан Яценюк выразился достаточно откровенно: «Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов — а это в первую очередь восток».

Имеется в виду восточная, а также юго-восточная часть Украины, где сосредоточена вся промышленность республики. Где проживают миллионы граждан, считающие русский язык своим родным, органически тяготеющие к России и Москве. И где происходят постоянные волнения, массовые выступления с требованиями последовать за Крымом и Севастополем.

Понятное дело, что ЕС и украинское руководство решили не баламутить эти и без того взрывоопасные регионы экономической шоковой терапией. Правда, невольно возникает вопрос: ради чего же тогда три месяца с лишним в Киеве бушевал Евромайдан, страдали и гибли люди?

 Все ведь началось именно из-за решения правительства Януковича отложить подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Если у кого память слишком короткая, то стоит напомнить: не отменить, а именно отложить. При этом правительство, естественно, беспокоила не политическая, декларативная часть документа, а его экономическая составляющая.

И вот теперь выясняется, что европейцы сами решили не спешить с внедрением программы реформ, о которых еще вчера и они, и наши либеральные экономисты писали как о неотложных, необходимых и необычайно важных.

 

Проскрипционные списки

 

Второй пункт повестки дня саммита ЕС – обсуждение санкций и ограничительных мер против России. Тут сложнее прогнозировать развитие событий, но, скорее всего, на этой неделе никаких новых решений принимать не станут. Просто «синклит» Евросоюза подтвердит и одобрит меры, уже принятые Советом министров иностранных дел ЕС.

Второй пункт повестки дня саммита ЕС – обсуждение санкций и ограничительных мер против России.

Как известно, они уже делятся на два этапа. На первом этапе было решено приостановить переговоры о новом базовом соглашении Россия-ЕС и об упрощении визового режима. Надо заметить, что переговоры эти шли ни шатко, ни валко, на них не намечалось никакого прогресса или сближения позиций, так что их остановка ни на что не влияет и ничего не меняет.

Второй этап выглядит более «грозным»: введение индивидуальных визовых санкций и заморозка активов 21 гражданина России и Украины, включая руководителей республики Крым и Севастополя.

В эти проскрипции (в Древнем Риме — список лиц, объявленных вне закона, за выдачу или убийство которых назначалась награда, за укрывательство — казнь, но нравы за прошедшие века сильно смягчились) входят самые разные фигуры, вплоть до весьма экзотических. Есть там  сенаторы, то есть члены Совета федерации Виктор Озеров, Николай Рыжков, Владимир Джабаров, Евгений Бушмин, Андрей Клишас, Олег Пантелеев и Александр Тотоонов.

В чем провинились перед ЕС 85-летний бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков или, например, Клишас с Тотооновым - понять невозможно.

Допустим, можно еще понять включение в черный список господина Озерова, который возглавляет комитет СФ по обороне и безопасности. Но в чем провинились перед ЕС 85-летний бывший председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков или, например, Клишас с Тотооновым, понять невозможно. Кстати, и в американском аналогичном запретном списке имеется депутат Госдума Елена Мизулина, никаким образом не связанная ни с Крымом, ни с Украиной.

В общем, эти проскрипционные списки составлялись явно в спешке, тяп-ляп и без всякого смысла. Проще было бы взять да преградить якобы вожделенную дорогу на Запад всем депутатам и сенаторам. Но на это не решились. Ввели нелепые и бессодержательные персональные санкции, причем сроком всего на полгода. Как говорится в таких случаях, и смех, и грех.

 

На обиженных воду возят

 

Могут ли за этим последовать другие, более существенные санкции против России? Таков главный вопрос на сегодняшний, и весьма маловероятно, чтобы ответ на него был дан прямо на этой неделе. Пока максимум, что могут сделать – добавить в черные, они же проскрипционные списки еще какое-то количество фамилий, взятых с потолка либо высосанных из пальца.

 Ханнес Свобода:

«Реакция должна быть, скажем так, сдержанной. Точечные санкции - да, но надо понимать, что новая экономическая война не начинается, потому что ее последствия могут быть катастрофическими, и наши граждане, в конце концов, возложат вину не на русских, а на Евросоюз».

Лидер социал-демократов в Европарламенте, Ханнес Свобода, как сообщает РИА Новости, не стал лукавить, а выразился предельно прямо: «Реакция должна быть, скажем так, сдержанной. Точечные санкции - да, но надо понимать, что новая экономическая война не начинается, потому что ее последствия могут быть катастрофическими, и наши граждане, в конце концов, возложат вину не на русских, а на Евросоюз».

Дело в том, что слишком уж сильно разнятся ситуации с товарооборотом с Россией между США и странами Евросоюза. Американцы могут вводить какие угодно экономические санкции, их практически никто не заметит. Так, в 2013 году товарооборот с США оставался предельно низким, на уровне 30 миллиардов долларов, что в три раза меньше и во много раз меньше, чем с Западной Европой.

Видимо, для того, чтобы «сблизить подходы», до саммита ЕС с главами многих европейских государств лично переговорит вице-президент США Джозеф Байден. А на следующей неделе, в порядке «тяжелой артиллерии» прибудет сам Барак Обама. Наверное будут давить, принуждать и выкручивать руки европейским лидерам, чтобы они хоть как-нибудь реально ущемили Россию.

Вашингтону наплевать, что страны Европы тем самым ущемят самих себя, и наверняка ничего компенсировать им не собирается. Вот один конкретный пример. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил, что его страна может разорвать контракт по строительству  во Франции двух десантных вертолетоносных кораблей-доков типа «Мистраль».

Вашингтону наплевать, что страны Европы тем самым ущемят самих себя, и наверняка ничего компенсировать им не собирается.

Но кому больше всего пригрозил этим мсье Фабиус? Разрыв контракта повлечет за собой серьезные штрафные санкции. Как рассказал агентству ИТАР-ТАСС осведомленный источник в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), Россия уже выплатила больше половины суммы по контракту.

«Если брать чисто финансовую сторону вопроса, то стоит заметить, что контракт от 2011 года предусматривает очень серьезные штрафные санкции, в случае срыва своих обязательств стороной контракта». Получится примерно 700 миллионов евро.

Себестоимость труда и промышленного производства в Европе значительно выше, чем в России. Контракт с Францией заключен на сумму 1,12 миллиарда евро на два корабля. По оценке источника в ОСК, за эту сумму «на российских верфях можно построить не два, а 4-5 десантных вертолетоносцев с аналогичными характеристиками».

Примерно так же получится и у других высокоразвитых европейских стран. Конечно, американских политиков все эти тонкости не волнуют. Они не зависят от избирателей Франции, Германии, Великобритании и так далее.

Но европейские политики не могут не оглядываться на своих сограждан, которые составляют их электорат и которые не готовы платить из своего кармана за удовлетворение амбиций американских государственных деятелей, обидевшихся на Россию. Как тут не вспомнить старинную русскую поговорку: на обиженных воду возят. Вряд ли жители Европы готовы «возить воду» для заокеанских циников и лицемеров.

 

Николай Троицкий, политический обозреватель ИА "Росинформбюро"