11 ноября Верховный суд РФ рассмотрит исковое заявление Мурманского рыбокомбината к правительству РФ на запрет импорта рыбы в Россию из ряда стран.

Суть требований - признать незаконным «антисанкционное» постановление правительства РФ.

Дело в том, что одно из крупнейших в России предприятий по переработке рыбы ОАО «Мурманский рыбокомбинат» в августе текущего года было вынуждено остановить работу из-за прекращения поставок живой рыбы из Норвегии. В свою очередь, по словам директора комбината Михаила Зуба, комбинат ежедневно несет убытки в размере 1,5 млн рублей. Поэтому Зуб требует исключить из санкционного списка живую рыбу, странами происхождения которой являются США, страны Евросоюза, Канада, Австралия и Норвегия.

В первом полугодии 2014 года Россия стала одним из крупнейших рынков для лосося и форели из Норвегии. Общий объем поставок рыбы на российский рынок за первую половину 2014 года составил 112,75 тыс. тонн или 2,8 млрд крон (445 млн долларов) - 8,6% от общего объема норвежского экспорта рыбы.

Напомним, что 7 августа российское правительство приняло постановление, ограничивающее импорт ряда товаров из стран, которые ввели санкции против России. Туда вошли такие страны, как США, Канада, Австралия, Норвегия и страны ЕС. А в сам список ограничений попали овощи и фрукты, говядина и свинина, птица и рыба, сыры и молочная продукция.

По мнению директора рыбокомбината, такие аккуратные санкции противоречат целям государственной политики, поскольку мешают развитию малого и среднего предпринимательства, а также приводят к росту цен. Кроме того, предприятие утверждает, что постановление идет вразрез с президентским указом «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и нарушает права компании.

По словам Зуба, которые приводит «Интерфакс», заполярный рыбокомбинат является единственным предприятием в России, работающим на современных технологиях, «обеспечивающих целостность берега и добычи». При этом он выпускает продукцию, имея специальное оборудование по приемке и переработке живой рыбы, которую поставляют суда с RSW-танками, а работа с судами другого класса невозможна.

Ранее в компании отмечали, что в России живорыбный промысел плохо развит и фактически отсутствует. Причиной этому была названа техническая отсталость российского рыболовецкого флота.

Между тем Норвегия не хочет терять российский рынок, поскольку Россия является крупнейшим экспортером морепродуктов из этой страны. Только в прошлом году импорт лосося в РФ составил 4,2 млрд крон. Поэтому производители норвежского лосося ищут пути обхода российского эмбарго и рассматривают возможность импорта лосося в Россию из Чили. Отметим, что в Чили расположены представительства крупных норвежских компаний Marine Harvest и Cermaq. Ранее в компании «Русское море» сообщали, что заменяет поставки лосося из Норвегии собственной рыбой и импортом из Чили.

По данным «Интерфакса», в связи с запретом на ввоз норвежской рыбы «Русское море» начало поставлять охлажденный и замороженный лосось из собственных угодий в Мурманской области, на Дальнем Востоке, а также продукцию чилийских производителей.

Россия имеет серьезный потенциал развития рыбного промысла, который составляет существенную часть дальневосточной экономики. По мнению экспертов, потенциальная емкость российского рынка лососевых составляет около 500 тыс. т. А спрос, как известно, рождает предложение. Вопрос импортозамещения нужно решать. И решать его, по всей видимости, должно правительство.

 Алиса Ермакова