Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин:

– Напомню, что «Южный поток» – стратегический российско-восточноевропейский проект, позволит РФ напрямую, а не через транзитные страны, поставлять примерно 60 млрд. кубометров газа более чем десяти государствам Европы. Ввод артерии в действие намечен к 2016 году.

Как известно, в Сербии в конце ноября уже началось строительство одного из направлений трубопровода, и буквально через несколько дней появилось заявление ЕС. Речь идет, по сути, о необходимости доступа в эту артерию газа других стран и о возможности перепродажи ими российского голубого топлива.

Напомню и о том, что с помощью «Южного потока» многие европейские страны смогут более чем на 90% обеспечивать свой спрос на газ за счет российских поставок. Это примерно на 20% больше, чем сегодня. Таким образом, позиции России существенно укрепятся не только на энергорынке Европы, но и в целом, в общеевропейской экономике. Похоже, именно этим и озабочены влиятельные круги в ЕС.

По мнению М.Хольцнер, «некоторые базовые принципы газового рынка Евросоюза не отражены в соглашениях «Газпрома» по газопроводу «Южный поток» с рядом стран, которые он пересечет». Поэтому «им рекомендовано пересмотреть эти соглашения».

Нам вменяется в вину то, что, по словам представителя Еврокомиссии, «в основном газопровод будет управляться «Газпромом». Это не соответствует законодательству ЕС. Речь и о доступе третьих сторон. Мы еще раз заявляем, что газопровод должен быть доступен для «третьих» газовых предприятий…». Кроме того, «в соглашениях мы видели, что речь идет о газопроводе только для российского газа».

Более того: Европейская комиссия уже рекомендовала и российской стороне пересмотреть данные соглашения. Немного раньше схожий «приговор» этому проекту высказал представитель энергетического департамента ЕС Клаус-Дитер Борхард.

Речь идет о недавно введенном в действие «Третьем энергопакете» Евросоюза. Документ предусматривает, в частности, возможность перепродажи импортируемых в ЕС энергоносителей сразу по пересечении ими границ союза. И, соответственно, изменения цен на эту продукцию внутри ЕС.

Неприемлемость такого подхода поясняет наш министр энергетики РФ Александр Новак: «"Третий энергопакет" создаёт такую ситуацию. Например, по трансъевропейскому газопроводу "Опал", являющемуся сухопутным продолжением «Северного потока» (аналогичный российско-центральноевропейский проект. – А.Ч.), этот «пакет» фактически заставляет половину мощностей «трубы» предоставлять другим поставщикам газа. Но других поставщиков в этом регионе нет. По сути, нам говорят: «Вы на выходе из Балтийского моря, то есть на материковой части Европы, должны 50% газа кому-то продать». А затем покупатель этого газа должен его еще кому-то перепродать».

По мнению министра, такая схема «напоминает экономический шантаж. Похоже, здесь просматривается попытка уменьшить доходы российской стороны и, скажем так, переложить их в европейские компании». Как отметил А. Новак, переговоры по этим вопросам продолжаются, и российская сторона тщательно разъясняет свою позицию.

Когда в середине 60-х – начале 70-х Западная Европа пролоббировала в руководстве СССР долгосрочные поставки ей советского газа, было решено, что его доля в западноевропейском газоснабжении не превысит 40%. Но, поскольку роль российских поставок благодаря «Южному потоку» существенно повысится, тому прямо или косвенно сегодня начинают создавать препятствия.

В ЕС не возражали против подписания соглашений РФ по этому проекту со многими восточноевропейскими странами в 2010-2013 годах, но как только проект стал обретать реальные очертания (начало строительства в Сербии), чуть ли не сразу стали выстраиваться шлагбаумы на пути «Южного потока». Похоже, некоторые круги в ЕС не на шутку испугались усиления экономико-политических позиций России в Восточной Европе, даже в ущерб здравому смыслу.    

 

ИАИ "Столетие"