Сегодня Ирак стал еще одной «горячей» точкой напряженности на Ближнем Востоке. Корни ее возникновения достаточно глубоки и требуют отдельного рассмотрения. В самых же общих чертах их суть состоит в следующем.

 

Причины

 

Главная причина резкого обострения и начала военных действий между нынешним режимом Ирака и его противниками заключается в многолетнем историческом противостоянии между двумя течениями ислама – суннитами и шиитами.

 Справка

Сунниты – самое крупное течение в исламе. Наряду с Кораном признают многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде. Сунниты привержены исламским ценностям Священного Предания и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем. Суннизм распространен в большинстве мусульманских стран.

Шииты – вторая по величине ветвь ислама. Считают, что власть в общине должна принадлежать исключительно потомкам пророка Мухаммеда. Традиционно делятся на умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.). Больше всего шиитов в Азербайджане, Ираке, Иране, Ливане.

В октябре 2006 г. при непосредственном участии террористической организации «Аль-Каида» была создана головная организация «Исламское государство Ирак» (ИГИ). Она представляет собой «полуреальное квазигосударство» с шариатской формой правления, которая частично контролирует территории с суннитским населением. Ближайший враг ИГИ – «рафидиты» (шииты).

После включения боевиков ИГИ в сирийскую войну с апреля 2013 г. организация называется «Исламское государство Ирака и Сирии» (по другой версии «… и Леванта», «ва Шам», сокращенно ИГИЛ или ИГИШ, в латинской транскрипции – ISIS). Численность боевиков ИГИШ достигает около 12 тыс. человек.

Зона контроля ИСИС. Фото: warfiles.ruДругой причиной резкого обострения отношений и начала военных действий на севере Ирака стала политика шиитского руководства во главе с Нури аль-Малики. Экономика оказалась на грани развала, большинство населения нищенствовало, а из руководства страной были изгнаны политики-сунниты. В результате движение ИГИШ пополнилось добровольцами-суннитами из народа и многими офицерами бывшей армии Саддама Хусейна, которая в свое время была одной из мощных в регионе.

 

Успехи ИГИШ

 

Заметно усилившие свою боеспособность формирования ИГИШ начали внезапные боевые действия в северной части Ирака. Правительственная армия была не готова противостоять им и начала отступление, которое зачастую напоминало бегство. Формирования ИГИШ взяли второй по величине иракский г. Мосула, г. Байджи с крупнейшим нефтеперерабатывающим комплексом, а также ряд других населенных пунктов. После этого представители ИГИШ заявили, что добились решительной победы по созданию новой страны, в состав которой войдут части Ирака и Сирии.

Сегодня формирования ИГИШ вполне боеспособны и могут контролировать обширные территории. Это позволяет руководству организации делать амбициозные заявления о намерении создать Халифат от Средиземноморья до иранских гор Загрос. В настоящее время под влиянием организации находятся районы основных нефтяных месторождений в Сирии и Ираке.

 

Возможные перспективы

 

Худшим вариантом событий в Ираке может быть объединение подконтрольных территорий и реальное создание исламского государства ИГИШ. В результате произойдет не только крупномасштабный раскол среди арабских стран, но и территориальный передел. Этот вопрос обсуждали и на переговорах главы МИД РФ Сергей Лавров с министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом 20-21 июня.

Они пришли к выводу, что принципиально важно не допустить очередной волны распада государств региона. Вероятность этого они связывали с действиями боевиков ИГИШ. Обе стороны на переговорах констатировали, что «это не отвечает интересам Саудовской Аравии, других стран региона, России …». Осуществляются контакты с руководством и др. стран региона.

 

Мнение эксперта

 

  Андрей Бакланов, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, считает, что события в Ираке «драматичны и динамичны одновременно».

По его мнению, Россия стремится придерживаться традиционно сложившихся границ. Возможный раскол Ирака может стать началом волны «переделов и перестройки». Дипломат считает, что для недопущения этого «необходимо сильное воздействие на региональном и международном уровнях». В последнее время Россия поддерживала нормальный диалог с иракским руководством. Это подтверждали успехи в Ираке и российской компании «Лукойл».

«Мы намереваемся идти сейчас по разным направлениям с целью позитивного воздействия на ситуацию в Ираке», – сказал Бакланов. Он предложил три пути решения иракского кризиса. Это продолжение политических многосторонних контактов, оказание помощи иракскому руководству и проведение различных мероприятий по сближению суннитов и шиитов. В последнем случае «свою роль должны сыграть духовные лидеры». По его мнению, «это не дело, когда представители одной и той же религии дают зеленый свет для вооруженной борьбы». Бакланов считает, что «они должны призывать к другому как духовные наставники и подавать пример договоренностей и нахождения точек соприкосновения». Он отметил, что российская сторона намерена этим процессам оказывать содействие, активно «работать в политическом и экономическом плане».

 

Анатолий Соколов