Президент США Барак Обама проводит в Брюсселе заседание так называемой Большой семерки, то есть встречу на высшем уровне глав государств и правительств самых развитых стран мира. Точнее, глав самопровозглашенных стран подобного рода, потому что руководителей Китая – общепризнанной второй экономике на планете – на этих встречах нет и никогда не было.

Формально эта встреча считается саммитом глав равноправных государств. Но от подобной иллюзии всех недавно избавил все тот же Барак Обама, объявивший свою страну «мировым лидером». Он же играет главную роль на мероприятии, организованном вместо ранее запланированного, но отмененного саммита Большой восьмерки, который должен был пройти в России, в городе Сочи.

Президент США Барак Обама и победивший на президентских выборах на Украине Петр Порошенко во время совместной пресс-конференции по итогам встречи в Варшаве. © РИА Новости / Николай ЛазаренкоГлавной темой заседания стала ситуация вокруг Украины. Все лидеры Семерки одобрят факт проведения и результаты президентских выборов на Украине и обсудят, как поддержать страну после выборов. Но позиции Обамы и его европейских союзников не полностью совпадают.

Во время встречи с Петром Порошенко американский президент наговорил много всякой ерунды, извините за недипломатичное выражение. В самом деле, как еще назвать тот факт, что Обама «похвалил» собеседника за действия в Донецкой и Луганской области?

Как еще можно определить странное заявление президента США о том, что украинцы, избрав Порошенко, «отвергли коррупцию и выбрали демократию». И это после того, как новоизбранный президент много лет совмещал бизнес с госслужбой. В США такой совместитель или давно находился бы за решеткой, или, в лучшем случае, не мог мечтать даже о должности мэра поселка.

Но Обама уверенно демонстрировал двойные стандарты. По его словам, демократия на Украине будет процветать, если Штаты и все мировое сообщество будут помогать в этом. В именно помогать? В обучении и тренировках украинских силовиков.

Наконец, Обама предполагает «заставить Россию отказаться от поддержки восточных ополченцев». Опять-таки непонятно, что имеется в виду. Никакой государственной поддержки ополченцев Донбасса не существует в природе. Ну а принудить граждан отказаться от какой-либо поддержки не под силу даже всемогущему президенту США.

 Цитата


Барак Обама

«Украина может стать жизнеспособным, процветающим демократическим государством, если ее поддержат США и международное сообщество»…

«Международное сообщество должно добиться того, чтобы Россия больше не могла оказывать поддержку сепаратистам на Украине».

«Мы не примем оккупацию Крыма Россией или нарушения суверенитета Украины. Польша никогда не останется в одиночестве, Эстония никогда не останется в одиночестве, Латвия никогда не останется в одиночестве, Румыния никогда не останется в одиночестве».

 

Что касается европейских лидеров, то у них совсем другие заботы. Они надеются на деэскалацию ситуации на Украине и прямые переговоры между российским и украинским руководством. «В нынешней ситуации приоритет должен быть предоставлен политическим и дипломатическим усилиям», — заявил журналистам один из западноевропейских дипломатов.

Им хотелось бы, чтобы участники саммита ограничились призывом к России признать избранного президента Украины новым лидером государства и способствовать урегулированию ситуации, используя свое влияние на ополченцев на востоке страны.

В то же время Барак Обама будет настаивать на более жесткой позиции. По его мнению, Россия сохраняет слишком значительный воинский контингент на границе с Украиной, несмотря на заявления об отводе войск, и оказывает поддержку ополченцам, которых американский президент называет «сепаратистами».

Подковерная дискуссия между американцами и европейцами идет полным ходом. Чем она завершится, станет относительно ясно в четверг 5 июня. Но окончательная точка может быть поставлена не раньше пятница 6 июня, когда в Нормандию прибудет президент России Владимир Путин.

В любом случае, без российского лидера невозможно принять никаких реальных решений по Украине. При этом не имеет никакого значения - входит Российская Федерация в Большую Восьмерку или остается за пределами нынешней Семерки.

 

Николай Троицкий