В коматозном состоянии

 

Заседание Совета министров иностранных дел СНГ, назначенное на пятницу 4 апреля, пройдет, как ни странно при участии представителя Украины. Только вместо министра это будет даже не посол, который отозван в Киев для консультаций, а временный поверенный Украины в РФ Руслан Нимчинский.

Это значит, что Украина пока еще сохраняет членство в Содружестве независимых государств. Впрочем, понятие вхождения или невхождения в СНГ - столь же туманное и неопределенное, как и само это Содружество. Вроде бы, оно существует уже 22 с небольшим года, но все это время находится, так сказать в «коматозном» или «сумеречном» состоянии.

Взаимоотношения Украины и СНГ все эти годы тоже складывались непросто. С одной стороны, Украина числится учредителем и участником Содружества. С другой стороны, формально не может считать его членом в полном смысле слова, так как не ратифицировала Устав СНГ.

 Наконец, с третьей стороны, после февральского военного переворота в Киеве и отпадения Крыма власти Украины начали процесс выхода из СНГ. Но почему-то решили делать это судорожно и постепенно. Тем самым нынешний украинский властный режим напомнил хозяина кошки из популярной притчи, который «из гуманности» рубил хвост своей домашней питомице не весь сразу, а по маленькому кусочку в день.

 

Парубий зарвался

 

 андрей парубий

«Российские войска продолжают находиться в состоянии боевой готовности... Информация о том, что часть войск убрана от границы, не отвечает действительности. По оперативным разведданным, в российских подразделениях проводятся внутренние ротации. Российские подразделения проводят очень часто демонстративные мероприятия, цель которых - запугивание. На расстоянии 50 километров от украинско-российской границы российская сторона создает медицинские пункты. Это свидетельствует "о долгосрочных планах нахождения Российской Федерации на границе Украины"».

Кроме того, коллизия с членством Украины в СНГ в очередной раз продемонстрировала полный раздрай в киевских верхах. Так исполняющий обязанности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Андрей Парубий еще 19 марта объявил о начале процедуры выхода из СНГ. И добавил, что «решение об этом было принято на заседании Совета». Кроме того, ему упорно чудится российская военная угроза.

Вот только пан Парубий в очередной раз далеко и намного превысил свои полномочия. Даже в нынешней ситуации безвластия и разрухи, царящих на Украине, ни Совету безопасности и обороны, ни его секретарю никто не давал права принимать столь серьезные решения в области внешней политики.

Парубий, который еще месяц назад был всего лишь комендантом майдана, то есть обычным уличным манифестантом и наполовину боевиком, напоминает революционных матросов, которые в 1917-1918 годах пытались управлять министерствами и ведомствами.

Так и нынешние пришельцы с майдана, попавшие в высокие кабинеты и коридоры власти, норовят путем кавалерийских наскоков решить сложнейшие проблемы и вопросы. Парубий один раз уже чуть не ввел визовый режим в отношениях между Россией и Украиной. Пришлось и.о. премьер-министра Яценюку в срочном порядке опровергать своего зарвавшегося соратника.

Примерно такая же ситуация сложилась и вокруг пребывания Украины в СНГ. МИД этой республики объявил об отказе Киева председательствовать в СНГ. И вдобавок сделал меланхолическое заявление:

«Украина выражает глубокое сожаление по поводу того, что Содружество вместо реализации своих задач по налаживанию сотрудничества и урегулированию конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве превратилось в инструмент реализации интересов отдельных ее членов, в том числе Российской Федерации».

Но дальше этого официальный Киев пока не двинулся. Оно и понятно: выйти, вернее, объявить о выходе из СНГ проще простого, но таким образом будет просто утрачена одна из площадок и механизмов, при помощи которых можно попытаться повлиять на Россию.

 

Нелинейная логика

 

Тем более, что собратья-союзники по СНГ, в основном, заняли сдержанно-неопределенную позицию по отношению к воссоединению Крыма с Россией. Так, например, при голосовании по резолюции Генеральной ассамблеи ООН, осуждающей Россию и подтверждающей территориальную целостность Украины», только Белоруссия и Армения солидаризировались с Москвой, страны Средней Азии и Казахстан воздержались или не приняли участия в голосовании, а Молдавия и Азербайджан присоединились к стану противников России.

Далее, однозначно признали вхождение Крыма и Севастополя в состав России только опять-таки Армения и Киргизия. Даже главный союзник Москвы, президент Белоруссии Александр Лукашенко обошелся двусмысленными заявлениями типа: Крым де-факто уже стал частью России, а потому, дескать, нет смысла признавать этот факт или не признавать.

Самые близкие союзники России, в том числе и безусловные члены СНГ, ОДКБ и Таможенного союза, не спешат официально признавать Крым частью России.

Но в дипломатии и международной политике очень многие факты игнорируются или, наоборот, признаются очень многие фикции. Достаточно вспомнить, например, республику Северного Кипра, которая существует – и ни в зуб ногой, но не признается ни одной страной мира, кроме Турции. Или Тайвань, который уже 70 лет является отдельным государством, но мировое сообщество как будто ослепло и упорно принимает этот остров за часть Китайской Народной республики…

Так и с Крымом. Самые близкие союзники России, в том числе и безусловные члены СНГ, ОДКБ и Таможенного союза, не спешат официально признавать его частью России. У каждого из них есть свои резоны.

Так, Лукашенко, скорее всего, на всякий случай старается сохранить лазейку для возможности резкого улучшения отношений с ЕС и США. Ни он сам, ни его потенциальные партнеры с Запада не будут зацикливаться на том, что главу Белоруссии называют «последним диктатором Европы».

И не с такими единоличными правителями поддерживали отношения прагматичные европейцы. Тем более, что Лукашенко – диктатор ничуть не в большей степени, чем президент Азербайджана Ильхам Алиев. Что не мешает Баку – в отличие от Минска – преспокойно входить в ОБСЕ, например, и посылать делегацию в Совет Европы.

Кстати, отрицательное голосование Азербайджана в ООН вызвано отнюдь не ухудшением отношений с Россией – чего не было, того не было, а всего лишь только положительным голосованием Армении. У которой, так сказать, давно уже имеется «свой Крым», то есть, Нагорно-Карабахская республика, официально не признанная никем, даже Ереваном, плюс целых восемь безусловно оккупированных районов Азербайджана, составляющих «пояс безопасности» для Карабаха…

При этом и Армения, и Азербайджан входят в СНГ, поддерживают отношения дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией. Вот такая дипломатическая головоломка, нелинейная логика и «неэвклидова геометрия» международной политики, которую уж точно «аршином общим не измерить».

 

Упрямство или расчет

 

Не готовы безусловно признать воссоединение Крыма с Россией и Казахстан, и среднеазиатские республики, кроме Киргизии. Их сильно пугают заявления о возможности помощи соотечественникам вооруженным путем. Ведь там, особенно в Казахстане, проживает немало русских, и постоянно появляются новости об их дискриминации и вытеснении из разных сфер жизни.

Не готовы безусловно признать воссоединение Крыма с Россией и Казахстан, и среднеазиатские республики, кроме Киргизии.

Наконец, в России периодически раздаются безответственные заявления о возможности присоединения ряда областей северного Казахстана, которые, откровенно говоря, исторически связаны с нашей страной не меньше, чем Крым.

И хотя на официальном уровне отрицается возможность каких-либо территориальных претензий к Казахстану, нашему важнейшему партнеру по Таможенному союзу, предусмотрительный президент Нурсултан Назарбаев старается держать дистанцию и не солидаризироваться с Москвой на сто процентов.

Учитывая все эти тонкости и нюансы международной политики внутри Содружества независимых государств, новым властям Украины было бы разумнее и выгоднее не поддаваться эмоциям и не разрывать сложившихся связей. Тем более что в западные союзы и организации НАТО и Евросоюз – их пока принимать не будут. Впрочем, киевским деятелям самим решать, что полезнее – обида и упрямство или прагматический расчет.

 

 Справка

Как сообщает РИА Новости, представители СНГ на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) Содружества 4 апреля, обсудят вопросы безопасности, в том числе укрепление таджикско-афганской границы. Об этом говорится в комментарии департамента информации и печати МИД РФ.

«Министры обменяются мнениями по актуальным вопросам международной и региональной безопасности. В числе важных тем — оказание помощи Республике Таджикистан в укреплении таджикско-афганского участка границы», — сообщили в российском министерстве.

К концу 2014 года запланирован вывод основной части войск международной коалиции из Афганистана. В стране на сегодняшний день остаются порядка 100 тысяч военных из состава контингента Международных сил содействия безопасности (ISAF). Первый заместитель директора ФСБ РФ Сергей Смирнов ранее заявил, что в Россию могут отправиться террористические группы из Афганистана после завершения операции коалиционных сил.

«В контексте внешнеполитической координации предполагается обсудить ряд практических аспектов взаимодействия в ведущих международных организациях, в том числе проект заявления глав государств Содружества о сохранении и укреплении международной системы контроля над наркотиками. Министры примут План многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ на 2014 год», — сказали в МИД РФ.

Николай Троицкий