В пятницу 30 мая в Минске прошло заседание Совета глав правительств СНГ. В принципе, рутинное мероприятие, оно интересно тем, что состоялось сразу после подписания Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, четко обозначилась параллель между двумя постсоветскими межгосударственными структурами, возникшими на месте некогда единой страны. С одной стороны, рыхлое, полуразвалившееся Содружество Независимых Государств (СНГ), существующее скорее по инерции, чем по необходимости. С другой стороны, твердый, проверенный временем союз России, Казахстана и Белоруссии, к которому скоро присоединятся Армения и Киргизия.

В будущем вокруг этого твердого ядра может образоваться новая общность,

В будущем вокруг этого твердого ядра может образоваться новая общность, причем не чисто экономическая, но и с политическими «первичными признаками», типа общего парламента. Нечто похожее уже имеется у Союза России и Белоруссии, но эта двусторонняя структура оказалась явно нежизнеспособной.

В отличие от Российско-Белорусского, Евразийский союз существует отнюдь не только в головах отдельных политиков и на бумаге. Что же касается СНГ, то это объединение стало совсем уж призрачным и неощутимым.

Заседание Совета глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ). 30 мая 2014 г. © РИА Новости / Дмитрий АстаховВот и в Минском очередном совещании, на котором председательствовал премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович, приняла участие весьма пестрая публика. Так, Армения, Киргизия, Россия и Таджикистан были представлены на уровне глав правительств, Азербайджан и Казахстан — первых вице-премьеров, Туркменистан и Узбекистан — просто вице-премьеров. А присутствие Украины обозначал посол в Минске Михаил Ежель.

Сам факт наличия Украины в этом списке – весьма неоднозначный. Руководители отдельных ведомств уже неоднократно делали заявления о том, что Украина вышла из СНГ. Больше всех об этом говорит Андрей Парубий, секретарь Совета безопасности и обороны.

Правда, сам пан Парубий – не более чем один из чиновников президентской администрации. Причем не самый высокопоставленный, хотя чрезвычайно активный. Он не имеет никаких прав и полномочий на регулирование входа-выхода его государства в различные международные союзы и объединения.

Пока на Украине не было нормального, полновесного президента, Парубий мог изображать бурную деятельность и заниматься международными отношениями.

Пока на Украине не было нормального, полновесного президента, Парубий мог изображать бурную деятельность и заниматься международными отношениями. Но теперь имеет место всенародно избранный Петр Порошенко. Только он может объявить о выходе из СНГ. Однако пока не объявлял.

Председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев по этому поводу заявил журналистам, что надеется на сохранение Украины в Содружестве. «Меня обнадеживает конструктивное заявление Петра Порошенко, — сказал Лебедев. — Я знаю этого человека как бывшего министра экономики, бывшего министра иностранных дел. Мне приходилось с ним встречаться в тот период, когда Украина активно взаимодействовала в рамках СНГ. Я очень надеюсь на то, что новый президент, новое руководство Украины проявят трезвый, прагматичный подход. Членство Украины в СНГ отвечает интересам украинского народа».

Заседание Совета глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) © РИА Новости / Дмитрий АстаховЛебедев добавил, что контакты с украинской стороной не прекращались после заявлений о намерении страны выйти из СНГ. Он сам поддерживает контакты с аппаратом правительства и МИД Украины. Кроме того, в штаб-квартире СНГ в Минске продолжает работу представительство Украины, хотя постпред этой страны при уставных и других органах организации отозван в Киев,

Впрочем, вся эта суета вокруг номинального членства одной бывшей республики в Содружестве не имеет принципиального политического, да и экономического значения. Да, главы правительств рассмотреть 23 проекта документов, проанализировали ход выполнения в прошлом году Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года и комплекса мероприятий на 2012—2014 годы по ее реализации.

Кроме того, они занялись подписанием соглашений, регламентирующих сотрудничество в сфере межгосударственного обмена научно-технической информацией и информационное взаимодействие в области обеспечения транспортной безопасности. А также продолжили укреплять связи в гуманитарной сфере.

30 мая 2014. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (слева) во время встречи с премьер-министром Армении Овиком Абраамяном в Минске © РИА Новости / Дмитрий АстаховНо центр тяжести всех взаимоотношений постсоветских государств, принявших на вооружение центростремительные тенденции, сместился в Астану и в направлении нового Тройственного союза – России, Белоруссии и Казахстана. Все три президента – Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев – уже столько лет движутся к возможно большей межгосударственной интеграции, что количество перешло в качество.

Это ядро уже едва ли можно расколоть. СНГ, по всей вероятности, постепенно отомрет и рассыплется на составные части, но на его месте будет расти, расширяться и крепнуть Евразийский союз, которому принадлежит будущее интеграции на постсоветском пространстве.

 

 справка

29 мая президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза и договорились о формировании единого рынка товаров и услуг. В полной мере он заработает не раньше 2025 года. К этому времени создадут единые рынки газа и нефти. В рамках союза будет гарантировано также свободное перемещение капиталов. Кроме того, три страны будут согласованно действовать в ключевых отраслях экономики — промышленности, энергетике, транспорте и сельском хозяйстве.

 

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:

«Это соглашение — серьезный шаг, но если мы будем отталкиваться от того примера, который всегда имеем перед глазами, — Европейский союз, то мы прошли этап перехода от союза угля и стали к общему рынку. Как мы помним, период формирования общего рынка, после которого уже создавался Европейский союз, был довольно длительный, и поэтому нас тоже ждет серьезный период до 2025 года. Поэтому с одной стороны, это серьезный и важный шаг, с другой стороны, таких шагов для того, чтобы нам достичь такой степени интеграции, как, например, в Европейском союзе, должно быть достаточно много».

 

Николай Троицкий