В Москве на выборах Госдумы в 2016 году будет образовано 15 одномандатных округов. На заседании Центризбиркома была утверждена специальная схема одномандатных избирательных округов.  Границы пройдут практически по всем столицам субъектов. В ЦИКе и администрации президента уверяют, такие округа более равномерны. Отразится ли «нарезка» на работе кандидатов и на настроении избирателей?

 

"Лепестковый" принцип

 

Главная инновация схемы одномандатных округов – «лепестковый» принцип нарезки. При таком принципе части густонаселенных административных центров будут объединены с сельскими территориями. Применяться такая схема будет повсеместно.

«В 32 субъектах РФ образовано по одному одномандатному округу. В 26 субъектах образовано по два одномандатных избирательных округа. Шесть субъектов, на территории которых образовано по три округа», - сказал на заседании комиссии зампред Леонид Ивлев. 

В 10 субъектах будет образовано по четыре округа, в трех - по пять избирательных округов, в двух субъектах - по шесть избирательных округов, в двух - по семь округов, в двух - по восемь.

Рекордсменом стала Московская область, которую раздробили на 11 одномандатных округов и сама Москва, теперь состоящая из 15 округов.

После утверждения схема одномандатных округов будет действовать 10 лет.

 

Норма представительства избирателей

 

Для распределения одномандатных округов по территории России необходимо определить единую норму представительства избирателей. Для этого общее количество избирателей делится на число одномандатных округов.

Общее число избирателей делится на количество одномандатных округов, получив таким образом «норму представительства», сказал Леонид Ивлев. Каждый депутат-одномандатник будет представлять в Госдуме интересы 488 тыс. избирателей. Исходя из нормы представительства, каждый субъект федерации сформирует на своей территории столько округов, сколько позволит его население.

Как подчеркнул Ивлев, избирательные округа образуются с примерным равенством по числу избирателей с отклонением от предельной нормы представительства в пределах одного субъекта не более чем на 10%.

«Не допускается образование округов из территорий, не граничащих между собой. Не допускается образование округа на территории двух и более субъектов», - отметил он.

 

Неоднозначная оценка

 

Вопрос разделения субъектов на округа хоть и был принят 14 голосами, все же в комиссии вызвал неоднозначную оценку.

Член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин обратил внимание на то, что некоторые крупные города в результате нарезки были разделены на несколько округов. Таким образом, часть города будет объединена с сельской местностью.

Ранее в СМИ высказывались мнения о том, что это позволит «размыть» протестный электорат, сконцентрированный в крупных городах.

«Я не думаю, что Госдума в этом виде утвердит эту схему», - добавил Колюшин.

Член ЦИК с правом совещательного голоса от КПРФ Кирилл Сердюков предположил, что в результате такой нарезки «не будет прямого представительства крупных городов».  «Есть некая дискуссия, не будут ли интересы жителей крупных городов размыты», - заметил он.

Зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин пообещал, что депутаты «бережно отнесутся» к схеме «нарезки» одномандатных округов. По закону Госдума должна утвердить новую схему до 5 декабря.

 

Илья Гращенков, директор Фонда изучения электоральной политики, политолог

Илья Гращенков, директор Фонда изучения электоральной политики, политолог, Я считаю, что «нарезка» округов довольно странная, потому что она в первую очередь бьет по тем одномандатникам и депутатам, которые пойдут от Народного фронта и «Единой России». На мой взгляд, данная нарезка округов во многом перечеркивает региональные составляющие в кампаниях. То есть некоторые нынешние округа вмещают в себе ряд регионов с разрозненными проблемами, позициями и тд. Раньше это закрывалось некой единой составляющей. Кандидаты от партии вырабатывали какую-то единую стратегию, программу, актуальную для той или иной территории. На этом и строили свою предвыборную кампанию. Сейчас в этих округах получается разрозненная ситуация: в округ входит несколько регионов с разными проблемами, с разными подходами, населением. Получается, что власть осознанно лишает себя единства, которое у них было помимо административного ресурса. Пресловутый административный ресурс в любом исходе будет неизбежно задействован, но что касается возможности говорить с населением на их языке, на мой взгляд, нынешняя «нарезка» это только усложнит. Тем самым увеличивается протестное голосование с учетом работы «на земле». То есть теперь, когда верховная линия будет несколько интегрирована, внутри округа оппозиция может работать, что называется, от двери к двери: ходить, встречаться с избирателями. На мой взгляд, у оппозиции наоборот появляется хороший шанс конкурировать.

Матвейчев Олег, политолог

Матвейчев Олег, политолог, У огромного количества депутатов, которые уже раньше избирались, был, что называется, «прикормленный» избиратель, в том числе, у большинства депутатов «Единой России». И сейчас в партии власти очень много недовольных, что в тех кругах, где они традиционно работали, теперь оказываются «перерезанными», и им придется работать с новым избирателем. Это неудобно для всех, но это необходимо. Во-первых, потому что у нас появился Севастополь и Крым, а количество округов и количество депутатов Госдумы по конституции не меняется. Во-вторых, были огромные округа, которые простирались на 500 км и компактные округа в пределах какого-нибудь Бульварного кольца – это неправильно. Сейчас округа стали равными: и по территории, и по профилю избирателей. Для избирателя такая нарезка очень выгодна, а для политиков, как действующих, так и претендующих, возможно, это некая новинка. ЦИК руководствовался исключительно интересами избирателей.

Мухин Алексей, генеральный директор Центра политической информации

Мухин Алексей, генеральный директор Центра политической информации, Я считаю, что пуганая ворона куста боится. Особенно, если эта ворона хочет показаться более значимой, чем она есть на самом деле. Поэтому иногда она этот страх имитирует. Любые действия властей, насколько можно судить по последней реакции оппозиции на все и вся, какие бы эти действия ни были, вызывают у оппозиции обвинения в том, что власти желают им зла, всячески ограждают от честных и прозрачных, а главное конкурентных выборов. Дьявол, как известно, в деталях. Новая нарезка округов, которая была уже давно анонсирована, должна была создать более сбалансированную систему для голосования. Причем в данном случае речь идет скорее об усложнении ситуации для «Единой России», поскольку при старой нарезке округов уже более-менее стабилизировались электоральные группы, и партия приблизительна знала, кто будет за них голосовать гарантированно, на кого надеяться. При новой нарезке ситуация меняется, и оппозиция, в том числе несистемная, там, где она сможет, конечно, получит на выборах очень хороший шанс. Например, в Москве появляется сразу несколько округов, где оппозиция сможет работать очень эффективно. Помимо этого, где это возможно, рушится система чисто сельских и чисто городских округов, и появляется смешанный принцип формирования избирательных округов, где сельское и городское населения будут представлены в определенных пропорция, что тоже дает оппозиции дополнительные возможности получить конкурентные выборы, за которые она так ратует.

 Марина Староверкина, Алиса Ермакова