Суть инициативы Миронова и Нилова
 
Согласно законопроекту №13344-7, составленному руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым и его заместителем Олегом Ниловым, повторное голосование должно проводиться в том случае, если ни один из кандидатов в депутаты не набирает более 50% голосов на выборах по одномандатному округу. По итогам, «Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам соответствующего одномандатного округа, получившим наибольшее число голосов избирателей», — говорится в документе.
 
Отметим, что причины такого рода корректировок, озвученные депутатами, больше напоминают претензии. Так, в пояснительной записке к проекту справороссы указывают на минусы ныне существующего порядка, опробованного на выборах депутатов Государственной Думы VII созыва. «На данный момент уже можно сделать выводы о соразмерности последствий ее (системы. — Прим. Росинформбюро) введения, которые однозначно говорят лишь о том, что результаты ее действия зачастую далеки от справедливости и реального одобрения населением отдельных кандидатов, избираемых по такой системе».
 
Особенность действующей методики состоит, по мнению Нилова, в преимуществе кандидата от партии, замещающей большинство мест депутатов в Государственной Думе, за счет мобилизованного электората работников бюджетной сферы. Далее читаем: «Проектируемые положения настоящего проекта федерального закона способны разрешить все вышеуказанные проблемы». И тебя вылечим, и меня вылечим, как по сценарию. Однако в каждой шутке лишь доля правды, помните?
 
 
Слабое звено
 
«Однопартийцы Сергея Миронова таким образом надеются на мобилизацию избирателей во втором туре на волне противостояния кандидатам от партии власти (или неформально властями поддерживаемыми), — объясняет политический «интерес» партии СР в двухтуровых выборах Петр Королев, член правления Российской ассоциации политических консультантов. — В общем случае, второй тур — это соревнование не рейтингов, а антирейтингов кандидатов. Люди, как правило, во втором туре выбирают не самого известного кандидата, а того, с кем в общественном мнении связано меньше негатива. В России традиционно партия «Справедливая Россия» имеет невысокий антирейтинг, потому этим способом партийцы и пытаются создать плацдармы для будущих избирательных кампаний».
 
Внесение подобного законопроекта именно «Справедливой Россией» имеет логичное объяснение: 18 сентября 2016 года во многих одномандатных округах серьезные и «ресурсные» кандидаты партии Сергея Миронова проиграли выборы, несмотря на то, что считались фаворитами избирательных кампаний. Партия получила всего 23 мандата (16 по партийным спискам, семь по округам). Для сравнения, «Единая Россия» — 343 (140 и 203), КПРФ — 42 (34 и семь), ЛДПР — 39 (34 и 5). А это далеко не утешительный результат.
 
«Есть еще один важный нюанс, — отмечает эксперт. — Большинство российских регионов представляют в Госдуме по 1-2 депутата, и политический вес каждого депутата позволяет рассматривать его в качестве потенциального кандидата на пост губернатора. В этом аспекте второй тур на выборах депутатов ГД может не только привлечь интерес к участникам этого тура, но и провести соответственную внутриэлитную мобилизацию».
 
 
Статус-кво и отнюдь не резиновый госбюджет
 
Идея представителей партии «Справедливая Россия», с точки зрения Королева, вряд ли будет реализована. Препятствующих факторов, оказывается, предостаточно: «Во-первых, двухтуровые выборы в России осуществляются только в рамках голосования за представителей не законодательной, а исполнительной власти, которых по всей стране проводится относительно немного. Во-вторых, в условиях кризисных явлений в экономике политическое руководство страны вряд ли даст добро на потенциальное проведение 225 двухтуровых выборов: в этом случае огромную инфраструктуру избирательных комиссий придется содержать еще 2 недели. В-третьих, Государственная Дума должна будет в кратчайшие сроки пересмотреть все избирательное законодательство. Несмотря на то, что последние годы каждые следующие выборы проходят по новому избирательному законодательству, вряд ли инициатива Сергея Миронова будет выгодна парламентскому большинству, следовательно, шансы на ее поддержку минимальны.
 
Мне кажется, — полагает аналитик, — что дело тут не столько в дополнительной нагрузке на бюджет, а именно в политическом смысле: для властей на федеральном или региональном уровне удобно сохранить тот статус-кво, который существует на сегодняшний день».
 
Данное предложение демонстрирует еще политическую близорукость эсеров — политическая система и электоральное законодательство последние несколько лет и так значительно реформировались, и автором этой реформы стал нынешний председатель Госдумы — Вячеслав Володин. И результаты этих реформ руководство страны вполне устраивают.
 
Ирина Ботвиньева