Чуть больше года назад вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации». Для того чтобы новый закон заработал было принято множество нормативно-правовых актов, несколько законов и два указа президента.

Сегодня, 20 ноября 2014 года, в стенах Госдумы Комитет ГД ФС РФ по образованию при участии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки подвел итоги проведения ЕГЭ в 2014 году, участники мероприятия также обсудили изменения в проведении ЕГЭ в 2015 году.

Выступая с докладом, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сказал, что ЕГЭ – это выбор будущего. По его мнению, цель образовательной политики состоит в повышении качества работы образовательной системы РФ.

 

Коротко о главном

 

По словам Кравцова, результаты ЕГЭ по сравнению с 2013 годом снизились. «80% школьников пишут с орфографическими ошибками. Сдавая экзамен по физике, выпускники не знают закона ОМА. А 28% не могут правильно ответить на вопрос по истории о том, кто подписал акт о безоговорочной капитуляции», - поделился Кравцов проблемой с участниками заседания. Однако, по его словам, в этом году была создана более прозрачная система проведения экзамена, а результаты ЕГЭ дали повод для совершенствования учебной программы.

 

Основные изменения в ЕГЭ-2015

 

На заседании Комитета глава Рособрнадзора также рассказал о принципиальных изменениях. К ним относятся: введение устной части по иностранным языкам, введение базового и профессионального уровня по математике, введение итогового сочинения.

Кстати, сегодня, в четверг, школьники тренируется в написании такого сочинения. Как отметил Кравцов, апробация технологии проведения итогового сочинения проходит во всех российских регионах, и она проходит нормально. Напомним, что ранее Рособрнадзор предложил задействовать в эксперименте 30% школ.

Цель апробации - отработать экзаменационную технологию и ознакомить с ней учащихся. Ранее советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие направления тем итоговых сочинений: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем живы люди?». В соответствии с этими направлениями Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений для каждого из часовых поясов, которые будут опубликованы за 15 минут до экзамена, писать работу выпускники будут 3 часа 55 минут.

Глава ведомства пояснил, что с текущего учебного года введено обязательное сочинение, которое является условием допуска к сдаче выпускных экзаменов. Результатом сочинения может стать «зачет» или «незачет». Выпускникам предстоит писать сочинение 3 декабря, а пересдать его в случае получения «незачета» можно будет 4 февраля и 6 мая. Отметим, что для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение по их желанию может быть заменено на изложение.

По мнению представителей Рособрнадзора, преимущество написания итогового школьного сочинения в том, что в дальнейшем оно может быть учтено и при приеме абитуриентов в вузы. В этом случае вузы будут сами оценивать сочинение в баллах. Максимальный балл равен 10. В итоге полученные баллы суммируются с баллами ЕГЭ абитуриента.

Наряду с названными изменениями, со следующего года в ЕГЭ по иностранным языкам вводится раздел «Говорение», так называемая устная речь. Таким образом, помимо письменной (обязательной) части экзамена выпускникам будет предоставлено право сдать его устную часть, но только по желанию. А с 2020 года экзамен по иностранным языкам будет обязательным.

Также Кравцов сказал, что были увеличены функции общественных наблюдателей, было реализовано видеонаблюдение при проведении ЕГЭ, а также введен институт федеральных инспекторов.

 

О крымских школах и инклюзивном образовании

 

По словам руководителя ведомства, одно из важнейших направлений в работе 2014 года – это переход с нового учебного года образовательных организаций Крымского федерального округа на работу по российским образовательным стандартам. Ученики крымских школ, получившие документ об образовании, вправе поступить в российские вузы. Для крымских школьников было закуплено более 3 млн учебников.

Большое внимание на заседании Комитета участники уделили инклюзивному образованию, когда дети с ограниченными возможностями здоровья или с инвалидностью учатся вместе со сверстниками в обычных школах. По данным Рособрнадзора, впервые в истории российского образования для этой категории детей будут приняты федеральные государственные образовательные стандарты. Эти стандарты определят особенности обучения таких детей.

Насущные проблемы

 

Между тем депутаты отметили ряд проблем, с которыми сталкивается современный школьник перед ЕГЭ. Во-первых, это отсутствие мотивации. Что заставит детей лучше готовиться к экзаменам? На данном этапе вопрос остается нерешенным. Некоторые участники предложили вернуть в практику целевой набор, дескать, именно это может служить мотивацией в учебе.

Вторая проблема связана с моментом опубликования заданий для экзамена. По мнению участников заседания, необходимо несколько раньше опубликовывать такие задания или давать предварительные наметки, поскольку многие школьники начинают готовиться к экзамену заблаговременно, то есть до начала сентября.

Третья проблема связана с качеством образования. Эксперты считают, что нужно облегчить программу образования. По их мнению, когда детей слишком сильно загружают, они перестают решать даже самые элементарные задачи.

Все эти проблемы требуют безусловного решения. Ведь развитие человека начинается с образования, это важнейший этап в становлении личности, это общественное благо. Поэтому объединив усилия и повысив качество образования можно достичь поразительных результатов. Как говорится, будущее в руках молодежи, а качество и доступность образования должны стать первоочередной задачей в стратегии развития любого государства.

Алиса Ермакова