Две волны зачисления, аттестаты на вес золота, творческие сочинения, - чем еще запомнилась нынешняя приемная кампания в вузы? До 15 августа Министерство образования и науки должно провести анализ результатов выпускного сочинения и ЕГЭ по итогам приемных кампаний последних двух лет.

 

80% к 20%

 

На первый взгляд правила Минобр­науки изменило несильно: вместо двух волн зачисления - два этапа. Впервые в этом году вузы испробовали систему 80 к 20. В первый проходит 80% абитуриентов, во второй (по временным рамкам он значительно уступает первому) – 20%. Однако даже такие изменения многих застали врасплох.

Порой в списках рекомендованных к зачислению оказывались отличник с копией аттестата и троечник с подлинником. В этом случае предпочтение отдадут последнему.

«Во время первого этапа мы должны будем зачислить абитуриентов, принесших аттестат, даже если у них не очень высокие баллы, чтобы набрать 80 процентов бюджетных мест. - К сожалению, это вузу невыгодно, так как понижает и средний балл поступивших. А это влияет на рейтинги вуза и его позиции в мониторинге эффективности Минобрнауки», - признается Аюрика Батуева, начальник управления «Приемная комиссия» РЭУ имени Плеханова.

Также впросак мог попасть абитуриент, который в надежде на поступление в престижный вуз, ждал второго этапа зачисления. И вроде бы по итогам первого этапа баллов ему хватает, но второго этапа ждет не он один. И из-за внезапного наплыва абитуриентов вузу приходилось повышать проходной балл.

 

Оригинал на вес золота

 

Оригинал аттестата в этой приемной кампании становится на вес золота. Абитуриентам приходится непрерывно следить за проходными баллами, то и дело обновляя страницу сайта вуза.

Однако сайты большинства вузов оказались неготовыми к выкладыванию информации о зачислении в режиме онлайн. Задержка в отображении данных зачастую превышала одни сутки. Из-за этого абитуриенты с хорошими результатами ЕГЭ до последнего тянули с подачей документов, рискуя остаться ни с чем.

 

Место творчества

 

В нынешнем году, впервые с момента введения ЕГЭ, школьники писали обязательное выпускное сочинение — еще зимой, чтобы быть допущенными до летних экзаменов. В отличие от ЕГЭ, сочинения абитуриенты писали в своей школе, и проверяли их школьные учителя в формате  «зачет-незачет». В результате 95% выпускников успешно сдали экзамен и были допущены к ЕГЭ.
Сразу же после проверки работы были помещены в специальную базу. При поступлении в вуз выпускник мог написать заявление для рассмотрения его сочинения. Предполагалось, что университетские преподаватели проверят каждую такую работу и поставят за нее оценку — до десяти дополнительных баллов ЕГЭ. Какое именно количество баллов добавлять абитуриентам, решал сам вуз. За один и тот же материал в разных университетах поступающий мог получить разные баллы.

Ректоры сразу высказали опасения, что многие вузы не справятся с такой масштабной проверкой.

«Всего у нас было проверено 1300 сочинений. Разумеется, это повлекло дополнительные расходы для вуза — около 500 тыс. рублей», - рассказывает ректор МГПУ Игорь Реморенко.

В итоге российские вузы в этом году были вынуждены тратить колоссальные суммы на проверку выпускных президентских сочинений.

"Ведущие вузы, которые взялись проверять сочинения, тратили порой больше 10 млн рублей. Это значительные суммы для вуза", - заявил экс-замминистра образования и науки РФ, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.

По словам же ректора Финансового университета при правительстве РФ Михаила Эскиндарова, многие крупные вузы в принципе решили не проверять сочинение, добавив за него фиксированное количество дополнительных баллов всем поступающим.

"Это не функции вуза - читать сочинения. 12 тыс. человек подали заявления - это 12 тыс. сочинений должны были бы быть прочитаны, должна быть выставлена оценка. Это нужно иметь такой штат русистов, которых у нас нет", - сказал Эскиндаров.

Между тем, Реморенко в связи с позицией ректорского корпуса поддержал введение дифференцированной оценки за итоговые сочинения в школе с сохранением права вуза его перепроверить.

"Если школа будет вводить дифференцированную оценку, сама ставить по пятибалльной системе, логично предложить вузам соглашаться с этой отметкой и принимать ее на свои направления подготовки, и оставить право с ней не соглашаться", - сказал экс-замруководителя Минобрнауки.

Марина Староверкина