В России среднее профессиональное образование (СПО) становится все менее привлекательным для молодежи. Сегодня школьники стремятся получить высшее образование, и не важно, будут ли они в дальнейшем работать по специальности или нет, главное для них - корочка диплома. Между тем экономика РФ испытывает дефицит специалистов рабочих профессий. Какие проблемы стоят на пути среднего профессионального образования и как усовершенствовать эту систему? Разбирались участники круглого стола Комитета ГД СФ РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Эксперты обратили внимание на состояние системы профессионального образования: низкие зарплаты преподавателей, устаревшую материальную базу, недостаточный уровень подготовки кадрового состава.

Проблема качества

 

Как пояснил в своем вступительном слове депутат Госдумы Андрей Исаев, с начала 1993 года и по сей день количество ВУЗов в РФ увеличилось с 2,6 млн. до 5,6 млн., в связи с этим СПО оказалось на обочине образовательных процессов. По его мнению, проблемы модернизации и качества СПО, безусловно, требует повышенного внимания со стороны органов государственной власти.

Решать эти проблемы взялось Министерство образования и науки РФ. Оно разработало комплекс мер, направленных на совершенствование СПО на 2015-2020 годы, и решение проблем, ранее обозначенных в Послании президента РФ Владимира Путина.

Четыре направления

 

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО) Наталия Золотарева рассказала о комплексе мер для создания условий подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

По ее словам, этот комплекс мер включает четыре направления: во-первых, нужно создать условия для совершенствования системы СПО, во-вторых, создать условия для обеспечения соответствия квалификаций этих выпускников требованиям международных стандартов и передовым технологиям. В-третьих, необходимо консолидировать ресурсы бизнеса, государства и сферы образования в развитии системы СПО. И в-четвертых, осуществлять мониторинг качества подготовки кадров.

"Напомню, что ряд мер был утвержден заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец. Этим комплексом также предусмотрено внесение изменений в Налоговое законодательство", - сказала Золотарева, пояснив, что необходимо мотивировать предприятия к участию в практико-ориентированной модели подготовки высококвалифицированных кадров.

Как следует из текста пояснительной записки, разработанный комплекс мер распространяется также на инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инициаторы проекта уверены, что необходимо повысить квалификацию педагогических работников, работающих с инвалидами, а в образовательные стандарты должны быть внесены особенности реализации данной программы.

50 профессий

 

Также Золотарева пояснила, что сейчас разрабатывается перечень 50 профессий среднего профессионального образования. "В этот список войдут профессии наиболее популярные и востребованные во всем мире", - сказала она. Туда будут входить профессии в сфере строительства, машиностроения, авиационной и ракетно-космической деятельности, сельского хозяйства, туризма, информационных технологий и т.д.

Однако некоторые участники круглого стола высказали недоумение на этот счет. Так, первый Заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Владимир Бурматов сказал, что мы не поддерживаем идею сокращения перечня профессий СПО.

"Система СПО должна обслуживать интересы российской экономики и работодателей", - считает депутат. Между тем качество СПО оставляет желать лучшего, а у работодателей подготовка кадров СПО вызывает крайне негативную оценку. По словам Бурматова, нужно провести качественную оценку СПО в регионах.

Проблема финансирования

 

Между тем другая проблема СПО связана с недостатком финансирования. Участники круглого стола считают, что необходимо разобраться с финансированием системы СПО. При этом для перечня 50 будущих профессий и специальностей СПО нужно рассмотреть возможность прямого финансирования из федерального бюджета, считают депутаты. Также участники круглого стола отметили, что необходимо утвердить конкретный план модернизации СПО, сюда входят и аварийность зданий, и методологическая база, и многое другое.

Проблемы СПО тянутся с начала 90-х. Тогда выпускники рабочих специальностей получали копейки, если вообще могли куда устроиться. Более или менее устраивались выпускники ВУЗов. В итоге все ПТУ либо закрылись, либо сменили профиль, попутно переименовавшись в лицеи. Время шло, и выпускников ВУЗов становилось все больше, намного больше, чем в них нуждался рынок труда. А вот рабочие специальности, ввиду крайне малого количества специальных учебных заведений, напротив, становились все более востребованы. И сегодня, в условиях новой индустриализации страны, умелые специалисты могут в дальнейшем рассчитывать на весьма неплохой доход.

 Алиса Ермакова