История – наука темная. В том плане, что в ней легко заблудится. Исторические факты всегда искажались в угоду существующему режиму, а успешное преподавание истории зависит от личности учителя, пожалуй, больше, чем любая другая наука, ведь нигде больше нет такого количества разночтений и мнений по поводы одних и тех же событий. В проекте концепции создания нового учебника говорится: «…роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность».

 

Проблемы интерпретации

 

Работа над новым школьными учебниками началась год назад: тогда к ней подошли со всей серьезностью. Изначально был разработан проект концепции нового учебного комплекса по отечественной истории и обнародован на сайте Минобрнауки , затем на сайте Российского исторического общества опубликовали так называемый “Примерный перечень “трудных вопросов истории”. Он состоял из 31 вопроса: от роли варягов в образовании Древнерусского государства, причин исторического выбора Александром Невским в пользу подчинения русских земель Золотой Орде и исторической роли Ивана Грозного и единовластия И.В.Сталина до оценки последствий гайдаровской "шоковой терапии" в 1990-е годы и причин стабилизации экономики и политической системы России в 2000-х годах.

Формулировки этих сложных вопросов, которыми при этом пользовались разработчики, позволяли на многие из них отвечать заранее верно. Например, для сталинской эпохи был придуман новый термин - сталинский социализм", с помощью которого, по мысли составителей концепции, многое, наверное, можно было объяснить: вроде и социализм, да не тот. Иван Грозный выступает в качестве “противоречивой” фигуры, а татаро-монгольское иго получило название “система зависимости русских земель от ордынских ханов”. События, происходящие в нашей стране в 90-ые годы, будут описываться так: "Ельцин и его окружение. Рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Проблема несвоевременной выплаты зарплат. Поляризация общества. Попытки экономической стабилизации. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Дефолт 1998 г. Рыночная мораль. "Новые русские".

Из личностей, которые школьникам надо знать обязательно, нужно отметить Ходорковского, а вот Пелевина, Акунина, Цоя, Нетребко и других деятелей культуры создатели учебников обошли стороной, несмотря на то, что Магомаев, Пугачева и Кобзон все же упомянуты.

 

Исторической справедливости ради

 

Замдиректора Института Российской истории РАН Сергей Журавлев как-то заявил, что события в учебниках будут изложены максимально объективно, в том числе наиболее неоднозначные, такие как конфликты на Северном Кавказе. Большие трудности коллектив историков испытывает с освещением событий 20 века: неоднозначные оценки событий необходимо унифицировать для более доходчивого объяснения ученикам. По мнению директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, "Идея состоит в том, чтобы найти консенсус среди специалистов, ученых, учителей, чтобы учебники были в рамках единой концепции и представляли собой навигатор для учителей для преподавания истории".

В новые учебники должны войти сведения о возвращении Крыма и Севастополя в состав России. Соответствующее поручение Владимир Путин дал почти сразу после указанных событий. Глава государства назвал подвиг Севастополя в Великой Отечественной войне одним из символов победы, по его словам, это то, на чем должно быть воспитано новое поколение молодых людей.

Духовные лидеры, тем временем, считают, что в учебниках по Отечественной истории, которые сейчас разрабатываются, должно быть больше уделено внимания духовной составляющей. По словам митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, историческому процессу должно быть дано духовно-нравственное измерение, так как школьнику сложно разобраться самому в голом фактологическом материале. По его словам, нужно давать детям почву для размышления и указывать на печальные уроки истории. Он также вновь заявил о необходимости расширения преподавания курса "Основ религиозных культур и светской этики" по всем годам обучения, добавив, что в концепции обязательно должна быть отражена роль традиционных религий, "потому что говорить только об одном православии в России и не говорить об иудаизме и об исламе просто невозможно и антиисторично". Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что в учебниках истории должны быть указаны имена русских святых – о них должно быть сказано хотя бы немного. Со своей стороны Александр Чубарьян предложил выпустить отдельные брошюры для учителей, посвященные теме нравственных ценностей в истории России.

История, как и родной язык, объединяют в культурное сообщество людей всей страны и тех, кто находится за ее пределами. История - это скрепы, соединяющие граждан одной страны вне зависимости от социального статуса или религиозных убеждений. А к тому же, как говорится, кто не знает свою историю, у того нет будущего.

Кристина Игнатова