Лето - не только конец учебного года, волнительный период вступительных экзаменов, но и время подводить итоги: чем власти объясняют рекордно низкие баллы по ЕГЭ и как пытаются мотивировать студентов на дальнейшую учебу за рубежом.

 

Нельзя просто так взять и не сдать ЕГЭ

 

Итоги прошедших госэкзаменов показали, что пятая часть российских школьников не обладают минимальными знаниями по русскому языку. Если бы Рособрнадзор не принял решение снизить допустимое количество баллов для получения школьных аттестатов, вчерашние ученики могли бы остаться со справкой об обучении. Как объяснили свое решение чиновники, сделано это было для того, “чтобы избежать социального напряжения”. Минимальный «выходной» балл определяется статистикой: чем хуже работы, написанные учениками, тем он ниже. Теперь чтобы получить аттестат о школьном образовании, нужно набрать 20 баллов по математике и 24 балла по русскому языку из 100.

Рекордно плохой результат этого года связывают с тем, что были предприняты серьезные меры для того, чтобы помешать школьникам списывать

Рекордно плохой результат этого года эксперты связывают с тем, что заранее были предприняты серьезные меры для того, чтобы помешать школьникам списывать: ужесточились требования к транспортировке заданий к школам в день экзамена, а в каждом классе установили веб-камеры, при помощи которых наблюдатели контролировали процесс. Благодаря этому, говорят чиновники, в некоторых регионах впервые за все время проведения ЕГЭ был получен объективный результат. Весьма неутешительный, надо заметить, ведь и так с каждым годом – с момента появления в нашей стране выпускного школьного тестирования – преподаватели ВУЗов и учителя жалуются на катастрофическое падение уровня знаний. При этом формально проходной балл в ВУЗы не снижается: он в целом формируется в соответствии с результатами экзаменов, которые предоставляют школьники. Это значит, что чем меньше ждут от школьников на выходе из школы, тем меньше будут ждать и в ВУЗе, даже несмотря на то, что многие престижные университеты установили свой внутренний экзамен, результаты которого суммируются с баллами, набранными по ЕГЭ. Более того, эффективность ВУЗов также связана со средним баллом ЕГЭ абитуриентов, так что учебным заведениями эта история с понижением баллов подпортит рейтинг через год или два. Не столь важно даже, связаны ли все эти тенденции с поблажками от Рособрнадзора или же с усилением наблюдения за экзаменуемыми, которые нервничали, отвлекались, были лишены привычной подсказки от мобильного телефона: важно понимать, что аттестаты в этом году получат почти все, а вот без знаний останется почти 25% выпускников.

 

«На французской стороне, на чужой планете»

 

 Более тысячи школьных работ по ЕГЭ аннулировано

Школьники теперь смогут сдать экзамен и получить аттестат в 2015 году.

Кстати, о российских ВУЗах. Рособрнадзор не щадит неэффективные учебные заведения: теперь они могут быть закрыты по решению инстанции без решения суда, в то время как раньше прежде, чем закрыть ВУЗ, приходилось затевать долгую судебную тяжбу. По итогам последнего мониторинга, «признаки неэффективности» выявлены более чем в 500 высших учебных заведений России. Чтобы сократить количество «контор по выдаче дипломов», полномочия Рособрнадзора существенно расширяются: можно сравнить это с Центробанком, который сам выдает лицензии и сам же их отбирает.

В целях же повышения конкурентоспособности и качества российского образования в этом году в рамках госпрограммы «Развитие образования», рассчитанной до 2020 года, 14 ВУЗам выделили 10,15 млрд рублей. Среди субсидируемых научных учреждений оказались как столичные ВУЗы, так и региональные: среди них - МФТИ, НИУ ВШЭ, НИЯУ «МИФИ», СГАУ им. С.П.Королева и другие. В попытках остановить утекающие из страны кадры в отечественную науку вливаются большие деньги: чего стоит (в прямом смысле) грандиозная постройка инновационного центра «Сколково», все еще вызывающего недоверие у молодых российских исследователей, которые как-то не спешат отказываться от выгодных предложений иностранных университетов. Для таких студентов российское правительство приготовило выгодное предложение, от которого сложно отказаться: государство готово оплатить стоимость обучения студента в иностранном университете при условии, что после его окончания он отработает не менее 3-х лет в российской компании. Предложение распространяется на тех, кто уже имеет диплом бакалавра, специалиста или магистра и хотел бы продолжить обучение за рубежом. За два года планируется обучить не менее 1.5 граждан РФ по этой программе, финансирование которой ведется из федерального бюджета и составит около 4,5 млрд рублей за 3 года.

В попытках остановить утекающие из страны кадры в отечественную науку вливаются большие деньги.

Выбор университетов поистине королевский: в нем числятся Массачусетский технологический университет (Massachusetts Institute of Technology), Гарвардский университет (Harvard University), Кембриджский университет (University of Cambridge), Университетский колледж в Лондоне (University College London) и Лондонский королевский колледж — Лондонский университет (King's College London — University of London), Оксфордский университет (University of Oxford), Йельский университет (Yale University) и многие другие самые престижные ВУЗы мира. Желающие просто должны стать в электронную очередь на специально созданном веб-сайте и отслеживать продвижение своей заявки на получение дотации. Среди предлагаемых специальностей – в основном, технические, компьютерные, медицинские, химические и энергетические, однако, есть и некоторое количество других. По мнению чиновников, такой опыт кадрового обмена исключительно положительно повлияет на формирование нового поколения специалистов с широким кругозором, обучавшихся у лучших профессионалов мира по эксклюзивным программам подготовки. Ключевым моментов, конечно, становится готовность человека проработать в российской компании на протяжении нескольких лет: если это условие не будет соблюдено, придется бывшему студенту заплатить государству немаленький штраф в троекратном размере стоимости своего обучения.

Очевидно, российское правительство всерьез озаботилось повышением уровня образования студентов и выпускников ВУЗов, одновременно способствуя ухудшению знаний абитуриентов. Как в таких условиях предполагается производить отбор способных ребят, непонятно: то ли власти надеются таким образом дополнительно стимулировать умственную деятельность намеревающихся получить первое высшее образование, то ли отделять «зерна» от «плевел» - самых одаренных учеников от тех, кто проникает в ВУЗы случайно, по результатам списанных ЕГЭ. Только вот талант таких редких алмазов, способных преодолеть все перипетии самостоятельной подготовки к обучению в ВУЗе, все чаще остается неограненным. 

Кристина Игнатова