Быстрая оценка угрозы может снизить поражающее воздействие химического и биологического оружия. Об этом сообщает сайт Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США DARPA.
Ученые уже полвека изучают точный механизм воздействия аспирина на человеческое тело. И, несмотря на тысячи публикаций, мы не понимаем эти процессы не до конца.

Сейчас с момента изобретения нового образца химического и биологического оружия, до начала его массового производства, проходит меньше одного года. Между тем, если использовать нынешние методы и технологии, у исследователей уйдут десятилетия, чтобы понять, как действуют смертоносные вещества, входящие в состав этого оружия.
Это делает американскую армию уязвимой. DARPA запустило программу, рассчитанную на пять лет. Она называется «Быстрая оценка угрозы» (Rapid Threat Assessment). RTA ставит перед исследователями амбициозную цель: разработать методы и технологии, которые позволят в течение 30 дней с момента применения биологического или химического оружия выявить молекулярный механизм, с помощью которого отравляющее вещество влияет на биохимические процессы в человеческих клетках. Новые технологии должны идентифицировать клеточные компоненты и стадии химической реакции. И все это во временных пределах от миллисекунд, сразу после воздействия отравляющего вещества, и до дней, в течение которых могут происходить изменения в белках и на генном уровне.

(Подробности программы опубликованы здесь: http://go.usa.gov/TGfm.)

«К сожалению, сейчас исследования крайне узко специализированы, – заявил Барри Палотта, менеджер программы, – и именно поэтому такие вещества, как, к примеру, морфин, люди исследуют уже почти 200 лет. Поэтому необходим комплексный подход, который идентифицирует сразу все компоненты и их взаимодействия с учетом всей сложности проблемы».

Чтобы изменить ситуацию, участникам программы необходимо будет обнаружить цепь событий в молекулярном механизме с момента воздействия отравляющего вещества и в течение нескольких дней, когда оно будет воздействовать на организм. Этого можно достичь путем замораживания клеток в различные моменты, чтобы зафиксировать происходящие процессы. Такой подход поможет исследователям обнаружить истинную последовательность молекулярных событий, инициированных отравляющим веществом.

Если такие технологии будут найдены, это поможет разработать меры медицинской защиты от химического и биологического оружия. Но, кроме того, их можно будет использовать при разработке лекарственных препаратов и методов лечения заболеваний.

Специалисты DARPA также надеются, что полученные технологии можно будет применить и в программе агентства под названием «Микрофизиологические системы», которая основана на технологии «человек на чипе» (На одном чипе располагают миниатюрные клеточные модели органов человека и наблюдают за их реакцией на новые вещества). Путем применения отравляющих веществ или мер медицинской защиты в системе «человек на чипе», исследователи смогут определить, какие именно типы клеток поражены, и выявить молекулярные процессы, которые протекают в пораженных клетках.

Алексей Андреев