Знаете ли вы, с чем столкнется Россия лет так через 10-15? Каким будет искусственный разум через 20 лет? Агентство стратегических инициатив (АСИ) знает. Накануне на заседании Наблюдательного совета АСИ представило прогноз технологического развития на ближайшие десятилетия.

В прошлом году в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин отмечал, что необходимо объединить усилия динамично развивающихся компаний и передовых учебных и исследовательских центров, а также пригласить соотечественников, которые трудятся за рубежом. Понятно, что инновационное будущее – это будущее любой страны.

По словам представителей АСИ, в России будут развивать девять рынков новых технологий. В случае, если бюджет РФ оплатит развитие девяти технологий будущего, РФ станет лидером на перспективных рынках, оборот которых превысит 100 млрд долларов, пообещали в АСИ.

Форсайт-технологии

 

По данным «НГ», все эти девять приоритетных направлений были сформированы по так называемым форсайт-технологиям. Говоря простым языком, список технологий был определен на основе сегодняшних представлений о будущем спросе на достижения науки и техники.

«В течение пяти дней свыше 600 участников – технологических предпринимателей, венчурных инвесторов, ученых, представителей образовательной среды и институтов развития, деловых и общественных объединений, лидеров предприятий реального сектора экономики, федеральных органов исполнительной власти – проектировали перспективные рынки и разрабатывали «дорожные карты» появления на этих рынках российских технологических компаний – национальных чемпионов к 2035 году», – пояснили газете в АСИ.

Что же понимается под новыми перспективными направлениями? Отмечается, что сюда относится рынок искусственного интеллекта, технологии Big Data, новые источники энергии, рынки беспилотных летательных аппаратов, систем управления морским транспортом без экипажа и автотранспортом без водителя, а также рынки системы персонализированной медицины, децентрализованных финансовых и энергетических систем, искусственных компонентов сознания, безопасности. 

Например, российская система семантического анализа данных базируется на последних достижениях в области машинного обучения и технологий Big Data. Обрабатывая массивы данных, компьютер учится понимать  морфологию, синтаксис языка, семантику слов и целых текстов. На основе этих знаний вычислительная машина осуществляет поиск необходимых пользователю новостей, статей, документов, справок и т.д. в интернет-источниках и различных информационных хранилищах.

Инвестиционная политика

 

Если планы АСИ воплотятся в жизнь, то такие технологические разработки смело можно будет назвать прорывом. Однако интересно, какие меры поддержки потребуются для того, чтобы этот инновационный прорыв все-таки произошел? Первое, что необходимо сделать – это решить проблемы инвестиционной политики.

Как ранее сказал председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин, нужно, чтобы инвестиционной политике в обществе придавали более широкое значение. «Долгое время дискуссия о проблемах инвестиционной политики вращалась в основном вокруг сугубо экономических институтов и механизмов. Сегодня ситуация существенно изменилась. Мы увидели, как западные власти давят на свои компании, чтобы те ограничили сотрудничество с российскими предприятиями. Есть и в России недобросовестная конкуренция. При этом нарушаются нормы международного права, принципы рыночной экономики», - заявил председатель Госдумы, выступая в марте на Международной конференции по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос».

По его словам, Россия должна скорректировать пути развития в экономике, мы должны помнить о правилах добросовестной конкуренции, улучшать инвестиционное законодательство.

Между тем директор АСИ Андрей Никитин отметил, что технологический прорыв может поддержать механизм «инвестиционного лифта». Нужно реализовать программу поддержки несырьевых компаний России.

Перспективы обещают хорошие. Но будет ли воплощен проект АСИ в жизнь? Ведь бывает так, что прогнозы не сбываются.

 Главный аналитик UFS IC Илья Балакирев:

«Жизненный срок технологий сокращается по мере развития прогресса. Следовательно, за 20 лет на передовом крае технологий может смениться не одна эпоха. С одной стороны, хорошо, что фокус сместился с абстрактных направлений на более предметные рынки. С другой стороны – чем более узким является таргетирование, тем больше вероятность ошибиться с выбором того, что будет на пике популярности через 20 лет» («НГ»).

Но для начала нужно дождаться ответа на предложения АСИ. Ведь только в случае положительного ответа можно говорить о том, что «дорожные карты» по развитию новых технологических рынков лягут в основу будущей государственной политики в области инноваций.

  Алиса Ермакова