В октябре 1976 г. в Ливан для прекращения боевых действий между проживающими в лагерях беженцев палестинцами и вооруженными отрядами христианской милиции были введены Межарабские силы безопасности. Их основу составили сирийские войска. Христиане требовали вывода палестинских боевых формирований с территории Ливана в другие арабские страны. Палестинцы сопротивлялись этому. В 1982 г. противостояние между враждующими сторонами разгорелось с новой силой. Израильская армия поддержала христиан, сирийцы выступили на стороне палестинцев. Конфликт перерос в боевые действия между Израилем и Сирийской Арабской Республикой (сокращенно САР), а также в прямое военное вмешательство США, Франции и Италии.  6 июня 1982 г., в 15-летнюю годовщину начала «шестидневной войны», Израиль вторгся в Ливан. Началась операция «Мир Галилее», которая завершилась 16 августа 1982 г. эвакуацией лагерей палестинских беженцев в Тунис и другие арабские страны.   По состоянию на 4 июня 1982 г. ВВС САР имели в своем составе

472 боевых истребителя и истребителя-бомбардировщика. ВВС Израиля насчитывали 711 боевых самолетов. Сирийские ВВС превосходили израильские по истребителям в 2,2 раза, но уступали им по истребителям-бомбардировщикам в 3,7 раза. Из-за этой диспропорции сирийцы могли решать лишь оборонительные задачи.  

СООТНОШЕНИЕ СИЛ ВВС ИЗРАИЛЯ И СИРИИ НА 6 ИЮНЯ 1982 г. 

Израиль

Соотношение

Сирия

Истребительная авиация  (ИА) – 147

1:2,2

ИА - 329

Тактическая авиация – 548

3,7:1

Истребительно-бомбардировочная авиация  – 143

Разведывательная авиация  (РА) –  16

2,7:1

РА – 6

Всего   – 711                            

 

Всего: 472
(с учетом колледжа и учебной авиабригады  – 612)

Вертолеты  огневой поддержки (ВОП) - 97

2,1:1

ВОП – 45


В первые дни операции, с 9 по 11 июня 1982 г., израильская авиация нанесла мощный удар по сирийской группировке ПВО под названием «Феда» («Зонт») в долине Бекаа (Ливан). Операция израильских ВВС «Арцав-19» стала прообразом целой серии так называемых бесконтактных (дистанционных) войн. Разработанные в 1982 г. стратегические и тактические планы, а также технические решения уничтожения сирийской ПВО в долине Бекаа легли в основу американской концепции DEAD («Destruction of Enemy Air Defense») – «Уничтожение ПВО противника».

Самоходные пусковые установки ЗРК «Квадрат».Необходимо сказать, что Израилю противостояла довольно мощная сирийская группировка противовоздушной обороны. В долине Бекаа располагалось 44 зрдн С-75 и 42 зрдн С-125М (зрдн – зенитный ракетный дивизион). Кроме того, позиции сирийских сухопутных войск прикрывали батареи ЗРК «Квадрат» (он же зенитный ракетный комплекс «Куб»).

Израиль тщательно подготовился к нанесению авиаудара. Для Тель-Авива это был вопрос чести – отомстить за поражение своих ВВС от египетской и сирийской ПВО в ходе октябрьской войны 1973 г. Бывший командующий ВВС Израиля Эзер Вейцман, оценивая результаты войны Судного дня, образно сказал, что крыло израильского самолета было сломано советской зенитной ракетой. И лишь через 7 лет, 28 мая 1980 г., премьер-министр Израиля Менахим Бегин заявил, что проблема борьбы с советскими зенитными ракетными комплексами решена и теперь израильская авиация сможет их уничтожить за 2 часа. Не так давно стало известно, что Израилю и США помог предатель, ведущий конструктор одного из московских оборонных институтов Адольф Толкачев, который добровольно с 1978 г. по 1984 г. передал ЦРУ совершенно секретную информацию о системах ПВО СССР. Зная рабочие частоты станций наведения ракет и радиолокационных прицелов советских самолетов, Вашингтон и Тель-Авив смогли легко  превратить  сирийские  зенитные  ракеты  из  управляемых в неуправляемые, а МиГи из истребителей в мишени.   В первый день проведения операции «Арцав-19» израильское  командование подняло в воздух около 90 боевых самолетов. Были запущены аэростаты с контейнерами, наполненными дипольными отражателями (полосками фольги, длина которых кратна частоте излучения подавляемой станции). Контейнеры раскрылись в зонах действия сирийских средств ПВО и серьезно осложнили работу станций без аппаратуры селекции движущихся целей (СДЦ).  С целью завоевания господства в воздухе Израиль применил новейшие для того времени американские самолеты F-15 «Eagle» и F-16 «Fighting Falcon», вооруженные ракетами «воздух-воздух» AIM-9L «Sidewinder» с инфракрасной (тепловой) головкой самонаведения (ИК ГСН). Удары по наземным целям наносили  устаревшие самолеты F-4 «Phantom» и  A-4 «Skyhawk», а также израильские «Kfir». Впервые в войне участвовали 4 самолета радиоэлектронной борьбы (РЭБ), созданные на базе «Boeing 707».

F-16 «Fighting Falcon»Они ставили активные помехи сирийским РЛС (радиолокационным станциям), СНР (станциям наведения ракет), СУРН ЗРК «Квадрат» (самоходным установкам разведки и наведения), радиолокационным прицелам МиГов и Су, а также средствам связи. Помимо глушения каналов управления самолеты РЭБ могли прослушивать переговоры сирийских летчиков и командования ЗРВ. «Boeing 707» помогали 3 израильских самолета «Arava», вертолеты – постановщики помех, а также 22 наземных поста РТР (радиотехнической разведки), которые могли пеленговать места дислокации РЛС, СНР и СУРН, передавая их координаты для нанесения авиаударов. Разведку вел высотный разведчик ВВС США «Lockheed» U-2. Управление воздушными боями осуществлялось с 4-х самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) E-2C «Hawkeye».  «Boeing 707» и E-2C «Hawkeye» обычно находились в зонах барражирования в нейтральных водах вне досягаемости сирийских ЗРК. Как только МиГи пыталась приблизиться к ним, включалась аппаратура, которая глушила каналы связи летчиков с наземным командным пунктом, а также «забивала» помехами радиолокационные прицелы. На перехват тут же вылетали F-15 и F-16. При завязывании группового ближнего боя израильский самолет с большой дальности производил пуск ракет по одному из МиГов. Атака проводилась вне досягаемости ракет ближнего боя, которыми был вооружен сирийский истребитель. Этот тактический прием израильские пилоты назвали «Удар в котел». 

Boeing 707-385C FalconДля того чтобы не отвлекать внимание летчиков, на все боевые израильские самолеты установили устройства, отображавшие на лобовом стекле информацию с бортового компьютера о работе наиболее важных систем самолета, а также воздушной обстановке. Выбор типа ракет производился также компьютером, а их наведение на цель осуществлялось инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН), что в целом обеспечивало принцип «выстрелил и забыл».  Для противодействия ПЗРК «Стрела» и «Игла» израильскую авиацию оснастили контейнерами с радиолокационными и инфракрасными ловушками, которые уводили сирийские ракеты «воздух-воздух» с радиолокационным наведением либо «земля-воздух» с тепловой головкой самонаведения от цели.

На машинах ударных групп нарастили сопло, защитив таким необычным способом двигатель от подрыва боевой части ракет с ИК ГСН. Кабины пилотов были оборудованы аппаратурой сигнализирующей об облучении самолета станцией наведения ракет. Двигатели серьезно доработали, и они почти не оставляли в воздухе продуктов сгоревшего топлива. McDonnell-DouglasF-15A Eagle (Музей ВВС Израиля)Отсутствие инверсионного следа осложняло использование телевизионных оптических визиров «Карат» (ТОВ «Карат»), имевшихся на некоторых зенитных ракетных комплексах С-125 «Печора» и «Квадрат».  

На истребители-бомбардировщики подвесили дополнительные топливные баки, а на ряде F-4 «Phantom» разместили аппаратуру радиоэлектронной разведки и постановки комбинированных помех. Кроме пушечного вооружения израильские истребители несли по две ракеты «воздух-воздух» AIM-7 «Sparrow» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Каждый ударный самолет был вооружен двумя противорадиолокационными ракетами

Запуск AGM-65 Maverickс самолета McDonnellDouglasF-4 PhantomII(ПРР) AGM-45 «Shrike» или AGM-78 «Standard-ARM». Они могли  наводиться по радиолокационному излучению от РЛС, СНР или СУРН непосредственно на антенны станций. Часть самолетов оснастили ракетами  AGM-65 «Maverick» с лазерным наведением и дальностью действия до 50 км. Управление боем осуществлялось автоматизированным способом.

Информация о воздушном противнике передавалась с самолета E-2C «Hawkeye»  и  высвечивалась  у  израильских  летчиков  в  виде трасс на лобовом стекле кабины. Пилот должен был лишь захватить цель в прицел и произвести пуск ракеты с инфракрасной ГСН. Она сама наводилась по теплу исходящему от двигателя МиГа или Су.

Американский самолет-мишень TeledyneRyan 124 «Firebee» (Музей авиабазы Hatzerim, Израиль)БПЛА Tadiran Mastiff III (Музей ВВС Израиля)

В ходе боев ВВС Израиля обычно использовали тактику засад. Небольшая группа F-4 «Phantom» или  A-4 «Skyhawk» выманивала на себя МиГи, на которые нападали F-15 и F-16, барражировавшие вне зоны видимости сирийских РЛС. Благодаря тактике засад израильтяне добились явного превосходства в воздушных боях и после операции «Арцав-19» прозвали F-16 «Убийцами МиГов».

Во время военных действий широко применялись израильские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Scout» и «Mastiff», а также американские самолеты-мишени BQM-34 «Fire bee». «Mastiff» изготавливались из стекловолокна и поэтому оказались малозаметными для сирийских РЛС.

Советские военные специалисты изучают причины уничтожения ЗСУ-23-4 «Шилка» (фото: Музей войск ПВО).С помощью беспилотников с телекамерой на борту осуществлялось целеуказание. На ряде БПЛА были размещены лазерные целеуказатели. Они подсвечивали наземные объекты, по которым израильская авиация наносила удар ракетами или бомбами с лазерным наведением. На самолетах-мишенях, имитирующих ложные цели, закрепили специальные отражатели, которые создавали на экранах РЛС, СНР и СУРН отметку как от полноценного истребителя-бомбардировщика.

При подавлении сирийских зенитных ракетных дивизионов и батарей израильские самолеты старались не вступать с ЗРК в боевое соприкосновение, а уничтожали их с дальности 40-80 км с помощью ракет и управляемых бомб большой мощности.

Пусковая установка ПРР «Kachlilit» (Музей ВВС Израиля)

Специально для операции «Арцав-19» израильтяне разработали противорадиолокационную  ракету  (ПРР)  наземного  базирования «Kachlilit». Она представляла собой доработанную американскую ПРР AGM-45 «Shrike» и могла захватывать радиолуч от сирийской РЛС, СНР или СУРН. Для этого подвижные установки, созданные на базе танков А-4 «Sherman», размещали на господствующих высотах. Ракета наводилась по излучению станции. В ряде случаев с беспилотника производилась лазерная подсветка станции ПВО. Ударный самолет с расстояния 50 км производил пуск AGM-65 «Maverick» с лазерной головкой наведения. После поражения антенного поста либо СУРНа A-4 «Skyhawk» или F-4 «Phantom» добивали «ослепший» ЗРК кассетными и фугасными бомбами.      В ходе боевых действий израильтяне использовали управляемые планирующие бомбы AGM-62 «Walleye» с телевизионной системой наведения и дальностью действия до 25 км.

Пусковая установка с тремя ракетами «Keres» в контейнере (Музей ВВС Израиля).При проведении операции «Арцав-19» израильская армия впервые применила боеприпасы объемного взрыва. Они имели большую разрушительную силу и зачастую не оставляли после себя даже воронки. Зафиксирован случай, когда после взрыва вакуумной бомбы 28-тонная «Шилка» была отброшена почти на 25 м.  Опять же  впервые  Израиль использовал против ПВО Сирии ракеты «земля-земля» XMG-M52C «Lance», полученные в 1976 г. из США (12 ПУ и 160 ракет). Ракеты имели очень маленькое подлетное время. Они были оснащены кассетной боевой частью и в основном применялись для уничтожения ЗРК. Специально для борьбы с комплексом «Квадрат» израильтяне разработали ракету «Keres» с телевизионной головкой наведения (ТГН). Ее создали на основе AGM-78 «Standard-ARM».  Еще до начала военных действий в пустыне Негев было построено несколько макетов самоходных установок разведки и наведения. Тренируясь в стрельбе по деревянным СУРНам, израильские операторы добились высокой точности наведения ракет «Keres». Зафиксированы случаи их попадания не только в антенны, но даже в открытый люк СУРНа.    При проведении операции «Арцав-19» израильская армия нанесла по сирийской ПВО ряд ударов с помощью боевых вертолетов, которые оборудовали НУРСами и ПТУР BGM-71 «TOW».    Успешно действовала и израильская дальнобойная артиллерия. Получая целеуказание от БПЛА, реактивные системы залпового огня и 155-мм гаубицы довольно точно поражали станции ПВО.

СУРН ЗРК «Квадрат» после удара AGM-78 «Standard-ARM» (фото: Музей войск ПВО)При отражении налетов израильской авиации на группировку «Феда» командование ВВС и ПВО САР допустило ряд серьезных ошибок. Несмотря на то, что в целом ПВО Сирии насчитывала 26 зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и авиационных бригад и полков, их действия оказались неэффективными.  Ожидая авиаудара, сирийцы совсем не использовали запасные позиции. Мало было ложных позиций. Там же где их оборудовали, имитация деятельности не проводилась. В результате израильские летчики легко отличали ложную позицию от настоящей. Маскировка боевой техники отсутствовала или была примитивной.

Имея на вооружении мобильные ЗРК «Квадрат», сирийское командование держало подвижные комплексы в стационарном положении, что позволило израильтянам заранее разведать дислокацию зенитных ракетных батарей. Чрезмерная вера в прочность бетонных укрытий и боязнь быть уничтоженными при совершении марша помешала командованию ПВО САР организовать маневренные боевые действия со сменой позиций. Как итог, бетонные укрытия не спасли сирийские ЗРК от мощных израильских бомб с телевизионным и лазерным наведением. Страх перед ПРР «Shrike» и  AGM-78 «Standard-ARM» привел к тому, что в ЗРК «Квадрат» и С-125 «Печора» преимущественно использовался телевизионный, а не радиолокационный канал. Это существенно снижало дальность обнаружения целей и уменьшало точность наведения ракет.

Уничтоженный антенный пост СНР-125 (фото Музей войск ПВО).  При приближении авиации противника ракетные дивизионы и батареи часто открывали так называемый «заградительный огонь» с целью отпугнуть израильских летчиков, что резко увеличивало расход ракет и демаскировало позиции.

Пытаясь противодействовать массированному налету израильтян, командование ВВС САР подняло в воздух большое количество своих истребителей. В результате в зонах действия ЗРК и зенитных артиллерийских батарей оказалась сирийская авиация. Из-за боязни поразить свои самолеты, ракетчики и зенитчики ПВО Сирии не смогли активно участвовать в уничтожении противника.  В частях ВВС Сирии отсутствовали авианаводчики со средствами наведения на бронетехнике, что сказалось на работе пунктов наведения. Ошибочные действия командных пунктов привели к неоправданной потере большого числа истребителей-бомбардировщиков. Самолеты выводились в район боевых действий по одному и тому же маршруту и с одного направления, что облегчало израильтянам устройство засад, как в воздухе, так и с помощью наземных средств ПВО. Истребители сопровождения крайне редко прикрывали истребители-бомбардировщики. В результате сирийские Су-22 и  МиГ-23 нередко поражались сразу после нанесения удара по цели. Истребители МиГ-21 в боях с израильскими самолетами использовали только оборонительную тактику.  

МиГ-21Ф-13. Угнан в Израиль из Ирака 16 августа 1966 г.  (Музей ВВС Израиля). На переднем плане пусковая установка ЗРК С-75. За ней виден фрагмент СНР-125 (Музей ВВС Израиля).

Помогла Израилю и беспечность бывших союзников сирийцев  – египтян. Еще в 1967 г. израильские войска захватили на Синайском полуострове у отступавшей египетской армии два комплекса С-75. В октябре 1973 г. израильтянам достались две египетские СНР-125.

Одну израильские специалисты изучили сами, а вторую передали США. Американцы создали имитаторы СНР-75 и СНР-125 и с их помощью тренировали американских и израильских летчиков. Все это значительно облегчило задачу подавления зенитных ракетных комплексов советского производства как в 1982 г., так и во время войны в Ливии, Ираке и в Югославии.

МиГ-25 (MiG-25 Foxbat)  в полете.Отдельно надо сказать об участии в боевых действиях самолетов МиГ-25. Несмотря на возражения советских военных советников над долиной Бекаа был выполнен один демонстрационный полет МиГ-25Р на высоте 22000 м и на скорости 2600 км/час. Израиль поднял на перехват свои новейшие F-15, но безуспешно. Еще один, теперь уже роковой полет сирийского высотного разведчика состоялся 31 августа 1982 г. Согласно израильской версии МиГ-25Р вначале был поврежден двумя ракетами ЗРК «MIM-23B IHAWK - Improved Hawk» («Усовершенствованный Хок»). Комплекс для этих целей специально ввезли на территорию Израиля из США. После того, как высотный разведчик вынужден был снизиться, его добили ракетами «воздух-воздух» с F-15. Причиной потери МиГ-25Р стали ошибки командования ВВС САР. Самолет летел тем же маршрутом, что и первый раз. Это позволило израильтянам устроить засаду.Подбитый сирийской зенитной артиллерией израильский БПЛА Mastiff (Фото Музей войск ПВО).

По информации из Дамаска за время военных действий ВВС и ПВО САР уничтожили 42 израильских самолета и 1 БПЛА.  По сирийским данным с 6 по 11 июня 1982 г. израильские  ВВС в  воздушных боях сбили 47 сирийских истребителей. Над прикрываемыми объектами израильские средства ПВО уничтожили 21 сирийский истребитель-бомбардировщик, а также 18 вертолетов огневой поддержки. Погибло 39 летчиков. За период с 9 по 11 июня авиация Израиля разбомбила 4 командных пункта зенитных ракетных бригад. 17 ЗРК потеряли боеспособность, из них самые тяжелые потери понес ЗРК «Квадрат», 13 батарей которого были  выведены из строя.  Кроме того, были уничтожены 5 РЛС и 1 ПРВ.   Тель-Авив заявил, что за время боев в долине Бекаа было сбито 86 сирийских самолетов и потерян только 1 штурмовик A-4 «Skyhawk».

Зенитно-ракетный комплекс MIM-23 Hawk (Хок) на базе транспортера M727(Музей ВВС Израиля).Его пилот попал в плен. Анализируя израильские сведения о понесенных в воздухе потерях можно с уверенностью сказать, что командование ВВС включало в них только данные, основанные на числе погибших и захваченных в плен летчиках. Если израильский пилот успевал катапультироваться из сбитого самолета и добирался до своей базы либо был эвакуирован службой спасения, то его уничтоженная машина в состав потерянных не включалась. Это делалось в пропагандистских целях для занижения числа сбитых сирийцами самолетов. Не сумев успешно отразить нападение ВВС Израиля в Ливане, Дамаск обратился к Москве с просьбой помочь в защите воздушного пространства страны от вероятного массированного удара авиации противника. В ответ на эту просьбу СССР в срочном порядке поставил в САР новые типы вооружения и доработал устаревшие системы ПВО до современного для того времени уровня. 

MiG-23MLD. Угнан из Сирии в Израиль 11 октября 1989 года сирийским лётчиком-перебежчиком (Музей ВВС Израиля).Пусковая установка с ракетой ЗРС С-200 (Музей войск ПВО)Учитывая, что 25 августа 1982 г. в столицу Ливана Бейрут под флагом Многонациональных сил высадилась американская морская пехота, руководство  СССР  согласилось  с  просьбой  Дамаска  о прямой военной помощи и направило в страну два советских зенитных ракетных полка из состава Войск ПВО, оснащенных двухканальными ЗРС С-200МЭ с ракетами В-880.  Советский Союз оказал крупномасштабную военную помощь Сирии в надежде на то, что Дамаск разрешит строительство военно-морской базы для кораблей 5-й средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Однако из-за изменения международной обстановки этому плану не суждено было сбыться.