В начале недели японская газета «Асахи» сообщила, что правительство Японии допускает возможность размещения военных баз США на двух островах Южных Курил в случае передачи их Токио. По информации издания, в ноябре 2016 года состоялись  переговоры между генсекретарем Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти и руководителем Совета безопасности России Николаем Патрушевым. И якобы в ходе переговоров японский чиновник на вопрос российского коллеги по поводу размещения американский военных на Курилах прямо сказал, что «такая возможность есть».

Олег Глазунов

Олег Глазунов, Эксперт Российского экономического университета, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Как известно, Япония оспаривает территориальную принадлежность четырех Курильских островов — Кунашира, Итурупа, Хабомаи и Шикотана, ссылаясь при этом на Трактат о торговле и границах 1855 года. Однако острова вошли в состав СССР по результатам Второй мировой войны. На них распространяется российский суверенитет, который в соответствии с нормами международного права не подлежит сомнению. С другой стороны, по итогам совместных переговоров 1956 года (Московская декларация) рассматривалась передача Японии островов Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась.

В современной политической обстановке, вероятность того, что президент В.В. Путин отдаст острова Японии очень маловероятная. Во-первых, это не соответствует его основным внешнеполитическим приоритетам и принципам, так последовательно реализуемым все это время. Во-вторых, мирный возврат Крыма в состав РФ повысил рейтинг В.В. Путина в мировой политике, сделал его наиболее популярным российским лидером за последние тридцать лет. И это говорит о том, что надежды  на подобные претензии со стороны именно в  этот исторический  период были бы весьма необдуманными.  Кроме того, передача островов Японии принесла бы имиджевые потери российскому президенту. В-третьих, 13 декабря В.В. Путин в интервью японской телекомпании Nippon TV (NTV) четко дал понять, что попытки говорить о японском суверенитете на южные Курильские острова России закроют дальнейшее обсуждение этого вопроса/

Конечно, у России был опыт территориальных уступок Китаю: в 2008 году РФ передала КНР часть острова Большой Уссурийский и полностью отдала остров Тарабарова на Амуре. Всего же за последние 25 лет Поднебесная получила около 600 островов по рекам Амур и Уссури. Более того, в начале 90-х в отечественных и зарубежных СМИ обсуждался вопрос о теоретической возможности размещения американских военных баз на Южных Курилах, и тогда вероятность передачи этих островов Японии многим казалась вполне реальной. Но, сейчас уже другое время, другой президент, иная Россия и иное ее восприятие. Поэтому российскими территориями никто «торговать» не будет и, вопрос Курильских островов может рассматриваться только в области развития совместного бизнеса.

Кроме того, передача Курильских островов Японии может угрожать национальной безопасности России. Что опять-таки вне колеи риторики последних лет. Так, как в случае войны противники РФ смогут закрыть наш Тихоокеанский флот на своих базах и безнаказанно использовать акваторию Тихого океана для дислокации авианосных ударных группировок, проведения десантных операций, снабжения по морю своих военных подразделений.

В российском министерстве обороны отлично понимают значение Южных Курил для обеспечения безопасности наших дальневосточных рубежей. Так, в ноябре 2016 года на остров Итуруп был переброшен дивизион ракетных комплексов «Бастион», а на Кунашире размещен дивизион комплексов «Бал».  При этом Шикотан и Итуруп обладают достаточными территориями, чтобы мобильные ракетные комплексы могли спокойно уходить от ответных ударов противника, а наличие на них современных систем ПВО позволяет пресекать налеты вражеской авиации.

Более того, на острове Матуа Курильской гряды планируется разместить новый пункт базирования Тихоокеанского флота. Его строительство должны были начать в конце 2016 года. С этой целью, в мае этого года Министерство обороны России и Русское географическое общество направили на остров экспедицию для проведения исследовательских работ. В целом, остров Матуа имеет важное стратегическое значение в Курильской гряде, поскольку это фактически ворота в Охотское море. Именно поэтому информация о передачи спорных территорий Японии выглядит маловероятной.

В тоже время, большинство российских и японских экспертов полагают, что заявление генсекретаря Совета национальной безопасности Японии С. Яти носило политический характер и было предназначено исключительно для граждан Страны восходящего солнца. Во-первых, оно демонстрирует решительность и готовность японского правительства отстаивать государственные интересы. Во-вторых, показывает верность курсу на союзнические отношения между Японией и США.

Кроме того, следует обратить внимание, что информация японской газеты «Асахи» прозвучала в канун встречи Владимира Путина с премьером Японии Синдзо Абэ. Этот визит был назначен на 15−16 декабря. И по итогам встречи планировалось объявить о налаживании совместной экономической деятельности на Курилах.

В этой связи, жесткие и резкие заявления, прозвучавшие в газете «Асахаи», могли бы только осложнить переговорный процесс между Москвой и Токио. Вполне возможно, что статья отражает чаяния  неких политических сил, настроенных против улучшения отношений между двумя странами. Следует отметить, что в Японии достаточно влиятельное и сильное проамериканское лобби, которое считает, что мирный договор между двумя странами способен нанести ущерб японо-американским военно-политическим отношениям. Поэтому эти силы будут постоянно пытаться сорвать все договоренности с Россией. С другой стороны, в публикации газеты «Асахи» просматривается американский след. Не секрет, что главная задача администрации США любым способом не допустить сближения России и Японии. Можно даже предположить, что силы, заинтересованные в этой сенсационной информации рассчитывали, если не сорвать переговорный процесс между двумя странами, то явно смазать любой его резонанс. Этот эффект оказался несостоятельным настолько, что по ситуации даже не  было официальных заявлений как таковых - российская сторона никак не прореагировала на прозвучавшие провокационные заявления. Москва и дальше будет следовать принципу налаживания добрососедских отношений между Россией и Японией. 

 Мнение автора может не совпадать с мнением редакции