Как пишет издание «Коммерсант», речь идет, по сути, об остановке импорта работ и услуг — запрете российским юридическим лицам заключать контракты с профильными турецкими контрагентами. Контролировать применение санкций может Росфинмониторинг при участии ЦБ, а правительство получит право регулировать ситуацию в ручном режиме, вводя те или иные исключения.
Каждому по заслугам
В распоряжении газеты оказался проект постановления правительства, подготовленный Минэкономики по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева в рамках «специальных экономических мер» в отношении Турции. Документ разработан во исполнение базового «антитурецкого» указа президента Владимира Путина от 28 ноября.
Согласно новому проекту, санкции могуть быть распространены также на деревообработку, обучение пилотов и госзаказ в любой отрасли. Постановление запрещает российским юридическим лицам заключать контракты с профильными турецкими контрагентами.
Как подтвердил источник, в ближайшее время на контракты российских юрлиц и физлиц с турецкими в России нельзя будет оформить паспорта сделок. Без паспортов сделок платежи банков в адрес турецких юрлиц и обратно, в свою очередь, не могут быть проведены в Россию. При этом будет полностью запрещено любое участие турецких компаний в госзакупках РФ.
Тем не менее ограничения коснутся только новых контрактов, которые были заключены после 10 декабря, а в будущем возможны исключения для уже работающих на российском рынке турецких компаний.
«Мы не собираемся рубить себе ни руки, ни ноги, санкции в первую очередь ориентированы на то, чтобы нанести минимальный вред российской экономике», - отметил источник.
Несмотря на заявления Турции о готовности снизить зависимость от российского газа, в четвертом квартале экспорт Газпрома в эту страну может вырасти примерно на 1 млрд кубометров по сравнению с октябрем – декабрем 2014 года
Газовый вопрос
Ужесточение санкций проходит на фоне попыток Турции достичь газовой независимости. Как отмечают аналитики, риторика Анкары начинает понемного напоминать приемы украинской газовой пропаганды: громкие заявления об избавлении от российского газа соседствуют с увеличением его реальных закупок. Тем не менее, согласно объективным обстоятельствам, предоставить Турции природный газ в нужных для страны количествах способна на данный момент только Россия.
Несмотря на заявления Турции о готовности снизить зависимость от российского газа, в четвертом квартале экспорт Газпрома в эту страну может вырасти примерно на 1 млрд кубометров по сравнению с октябрем – декабрем 2014 года, свидетельствуют расчеты «Интерфакса». Рост объемов отбора газа Турцией резко контрастирует с недавними заявлениями о готовности республики снижать потребление российского газа за счет роста поставок из других источников.
«Объем нашего импорта из России составляет около 25 млрд долларов, основная его часть – энергоносители. Мы работаем над тем, чтобы минимизировать нашу энергозависимость от России в ближайшие годы. Этого мы планируем достичь в ходе переговоров с Азербайджаном, Катаром, Северным Ираком и другими странами», – заявлял министр экономики Турции Мустафа Элиташ на телеканале NTV буквально неделю назад.
Тем не менее, эксперты уверены, потенциальные поставщики газа в Турцию весьма ненадежны или имеют позиции, не устраивающие Анкару, что помешает дальнейшим переговорам.
Ника Бажанова