Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ) будет способствовать многократному росту объемов их торгово- экономического сотрудничества, отметил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов.

 

Пути развития

 

Первый вице-премьер неожиданно прилетел в СРВ из Китая, где вместе со своим вьетнамским коллегой, вице-премьером Хоанг Чунг Хаем, провел заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству. В заседании МПК также участвовали первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев, заместитель министра энергетики Юрий Сентюрин, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, первый заместитель председателя Внешэкономбанка, председатель совета директоров АО "РОСЭКСИМБАНК", генеральный директор АО "Российский экспортный центр" Петр Фрадков, представители других министерств и ведомств.

"Создание зоны свободной торговли между Вьетнамом и ЕАЭС позволит нам не просто торговать нашими традиционными группами товаров, но и открывает огромные возможности для инвестиционного сотрудничества, посылая совершенно новые сигналы предпринимателям из всех наших стран. Мы рассчитываем, что уже в ближайшее десятилетие на порядки возрастут объемы торговли и инвестиционного сотрудничества между Вьетнамом и странами ЕАЭС", - отметил первый вице- премьер.

Наряду с совершенствованием законодательной и правоприменительной основы в сфере регулирования трудовой миграции требуется развитие соответствующей инфраструктуры на базе сотрудничества государственных, частных и общественных организаций евразийского пространства.

Само по себе соглашение о ЗСТ ЕАЭС и Вьетнама подписано в мае 2015 года и ратифицировано Вьетнамом (он обратился к РФ с просьбой ускорить ратификацию на второй стороне), сейчас речь идет о развитии принципов соглашения и отработке новых подходов России и ЕАЭС к торгово-экономическому сотрудничеству с рядом стран, в числе которых Вьетнам и Израиль. Вьетнам, по словам участника российской стороны переговоров, интересен в первую очередь как участник сразу нескольких интеграционных проектов — это ТТП, АСЕАН и ЗСТ ЕАЭС. В качестве другого хаба для торговых и производственных проектов рассматривается Израиль, с которым уже есть мандат на переговоры о ЗСТ, возможно также создание ЗСТ и развитие ее по той же схеме, что с Вьетнамом и Ираном. Если раньше в ходе работы над ЕАЭС Игорю Шувалову уже приходилось собирать "торговый конструктор" из стран бывшего СССР, то теперь задача и усложняется (идея использования в одной конструкции Ирана и Израиля, Вьетнама и Китая выглядит необычно), и расширяется. Схема предполагает не только собственно режим свободной торговли, но и инвестирование структурами России в такого рода проекты собственных капиталов при содействии структур поддержки экспорта (ЭКСАР, Российский экспортный центр, Росэксимбанк).

 

Светлое будущее

 

Как отмечают эксперты, дальнейшие перспективы интеграционного сотрудничества стран – членов ЕАЭС можно разделить на три блока. Во-первых, это либерализация торговли услугами. Торговлю в рамках ЕАЭС целесообразно регулировать в формате двусторонних механизмов, в который будут включены отдельные рынки отдельных стран, представляющие взаимный интерес для всех государств ЕАЭС. 

Во-вторых, это законодательное обеспечение миграционных потоков рабочей силы, валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества стран евразийского пространства. Предполагаемые соглашения по регулированию трудовой миграции должны стимулировать дополнительный приток квалифицированных специалистов и рабочей силы в национальные экономики государств Содружества и включить правовой формат в миграционные потоки на евразийском пространстве с учетом реальных потребностей внутреннего рынка труда ЕАЭС, повысить социальную защищенность трудящихся-мигрантов в сфере труда, медицинского и пенсионного обеспечения. Для развития интеграционных процессов в области миграции и рынка труда в ЕАЭС необходимо ускорить работу по модернизации существующей законодательной базы, которая должна отвечать партнерским интересам взаимодействующих сторон и быть направлена на расширение легитимного пространства для миграции и трудовой деятельности и введение дополнительных каналов натурализации мигрантов.

Кроме того, наряду с совершенствованием законодательной и правоприменительной основы в сфере регулирования трудовой миграции требуется развитие соответствующей инфраструктуры на базе сотрудничества государственных, частных и общественных организаций евразийского пространства. В валютно-финансовой сфере многостороннее сотрудничество должно быть ориентировано на взаимную либерализацию финансовых рынков, унификацию валютного законодательства, расширение использования мультивалюты в торговле между странами ЕАЭС, а также создание системы коллективных платежно-расчетных механизмов (валюта коллективного действия).

И, наконец, третье направление – формирование общей энергетической, транспортной и аграрной стратегий, реализация которых потребует принципиально иных подходов к энергетике, транспортной и аграрной сферам.

 Ника Бажанова