Сегодня, 8 декабря, на заседании Исполнительного совета МВФ будет рассмотрен вопрос об изменении политики организации в отношении стран, имеющих задолженность перед официальными кредиторами.

 

Спасательный круг

 

Идее о проведении этой реформы в МВФ — более пяти лет. Однако ее ускорение именно сейчас многие эксперты связывают с угрозой дефолта Украины по российскому долгу.  Действующая политика кредитования МВФ (Lending-into-Arrears Policy) исключает возможность предоставлять финансирование стране-члену Фонда, имеющему задолженность перед официальным кредитором. В правила предлагается внести допущение дефолта страны по суверенному долгу, если она добросовестно, но безуспешно пыталась провести переговоры с кредиторами.

Нововведение станет в случае его принятия настоящей палочкой-выручалочкой для Украины, так как Фонд сможет беспрепятственно продолжить кредитование Украины по действующей программе расширенного финансирования, даже если Киев окажется в дефолте перед Россией по выпущенным в 2014 году еврооблигациям на сумму в 3 млрд долларов, что вполне возможно, поскольку по поводу этой задолженности уже давно ведутся продолжительные и безрезультатные дискуссии.

В конце 2013 года на заседании украинско-российской межгосударственной комиссии в Москве экс-президент Украины Виктор Янукович договорился с президентом РФ Владимиром Путиным о кредите на сумму 15 млрд долларов, из которых Украина успела получить 3 млрд. Купон по еврооблигациям Украины, выпущенным в обеспечение долга, составил 5% годовых. Погашение облигаций запланировано на 20 декабря 2015 года.

Киеву уже удалось договориться с другими частными кредиторами – к примеру, в конце августа Украина и Комитет кредиторов достигли соглашения о реструктуризации части государственного долга общим объемом 18 миллиардов долларов. Реструктуризация предусматривает полное списание 3,8 млрд долларов, отсрочку платежей по телу кредита в сумме 11,5 млрд долларов на 4 года.

Однако Россия отказалась от подобной схемы реструктуризации, поскольку, в отличие от Киева, считает свой долг не коммерческим, а официальным. МВФ же пока также не определился с его статусом. Тем не менее Россия предложила свой вариант реструктуризации.

В конце 2013 года на заседании украинско-российской межгосударственной комиссии в Москве экс-президент Украины Виктор Янукович договорился с президентом РФ Владимиром Путиным о кредите на сумму 15 млрд долларов, из которых Украина успела получить 3 млрд.

"Готовы пойти на то, чтобы в этом году вообще не получать никаких денег, а в следующем году получить миллиард, в 17-м – еще миллиард и в 18-м – еще миллиард", – заявил 16 ноября в ходе саммита "Большой двадцатки" Владимир Путин после переговоров с президентом США Бараком Обамой.

Глава Минфина РФ Антон Силуанов, в свою очередь, заявил, что предложения по реструктуризации долга на 3 млрд долларов должны сопровождаться гарантиями со стороны или США, или ЕС, или крупного банка по согласованию с РФ.

В результате такой вариант не устроил уже Украину. Премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина не собирается отступать от изначальной схемы реструктуризации, которая была предложена всем кредиторам.  При этом он отметил, что, в случае отказа РФ от принятия этих условий, правительство Украины введет мораторий на выплату этого долга.

В Минфине РФ уже заявили, о намерении подать в суд на Украину в случае невыполнения 20 декабря обязательств по еврооблигациям.

 

Вместе навсегда

 

Если сегодня МВФ изменит свою политику, то даже начало судебных разбирательств не помешает Киеву и Фонду продолжить сотрудничество.

В РФ уже признали, что никак не смогут помешать этой реформе МВФ и скорее всего ограничение по кредитованию будет снято. "Здесь нужно простое большинство, у России лишь 2,5%. Поэтому я ожидаю, что реформа будет принята. Но еще предстоит не одно обсуждение по этому вопросу", – сказал директор МВФ от России Алексей Можин.

Но все же решение кредитных разногласий между РФ и Украиной является далеко не единственным вопросом в отношениях Фонда с Украиной. Как сообщил на днях Джерри Райс, МВФ ожидает от властей Украины принятия сбалансированного бюджета, который предполагает дальнейшее снижение дефицита госбюджета и госдолга до более безопасных уровней, и прогресса в формировании штата антикоррупционной прокуратуры. Впрочем, как отмечают эксперты, МВФ плотно работает с Украиной с мая 2014 года и пока все его советы привели лишь к ухудшению экономической ситуации.

 

 Ника Бажанова