Завтра исполняется пять лет с момента крушения под Смоленском самолета Ту-154, в котором находился польский президент Леха Качиньский. Напомним, что 10 апреля 2010 года Качиньский вместе со своей супругой направлялся на памятные торжества в Катыни. Однако из-за недостатков в обеспечении полета и решении экипажа не уходить на запасной аэродром, самолет не долетел до назначенного пункта. Всего на борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Все они погибли.

С момента крушения самолета прошло уже несколько лет, но расследование дела так и осталось не законченным. В январе 2011 года был опубликован окончательный доклад по этой авиакатастрофе: ответственность за происшествие была возложена на пилотов, которые не отправили самолет на запасной аэродром при неблагоприятных погодных условиях.

Без вины виноваты

 

Однако Польша с этими выводами не согласилась, польское руководство попросило возобновить расследование. Они не хотели признавать вину своих пилотов. И в марте этого года польская сторона обвинила в авиакатастрофе россиян.

Российским диспетчерам были предъявлены обвинения в «неумышленном доведении до авиакатастрофы». По словам прокурора Иренеуша Шелонга, в случае плохой погоды российская сторона обязана была передать Ту-154 в другой аэропорт. 

Итоги расследования

 

Но Следственный комитет России (СКР) считает выводы польской стороны необоснованными. Сегодня СКР прокомментировал ход расследования уголовного дела по факту катастрофы Ту-154. «На сегодняшний день основная работа по уголовному делу выполнена, материалы уголовного дела составляют более 400 томов. По делу допрошено более 500 свидетелей, осмотрено более 1500 различных объектов и документов, проведено более 1500 экспертных исследований, в производстве находится 8 экспертиз», – говорится на сайте СКР.

По данным следствия, причиной крушения самолета стала совокупность факторов. «Это непринятие экипажем – при отсутствии погодных условий для посадки на аэродроме – своевременного решения об уходе на запасной аэродром, снижение до высоты значительно ниже установленной минимальной высоты ухода на второй круг (100 метров) и отсутствие должной реакции при многократном срабатывании системы предупреждения о приближении земли», – говорится в сообщении.

По словам официального представителя СКР Владимира Маркина, российские диспетчеры действовали в полном соответствии с инструкциями и международными правилами гражданской авиации. Поэтому говорить даже о минимальной ответственности россиян нет оснований.

Окончательное процессуальное решение по уголовному делу о крушении под Смоленском самолета президента Польши Леха Качиньского в 2010 году не выносится из-за того, что Варшава не отвечает на запросы российских правоохранительных органов.

Кроме того, по словам Маркина, в рамках международного сотрудничества происходит обмен следственными материалами между компетентными органами Польши и России. Однако здесь «остаются еще не выполненные польскими коллегами запросы российской стороны, что является одной из причин, по которым не может быть вынесено окончательное процессуальное решение по данному делу».

Отметим, что и раньше польская прокуратура пыталась обвинить российских авиадиспетчеров в причастности к трагедии. Основной посыл таков: виноваты русские диспетчеры, якобы они заставили пилотов садиться. Почему? Да потому что русские. А вот польский пилот, который сажал самолет вопреки рекомендациям, и другие поляки, которые находились в тот момент в кабине, по мнению польской прокуратуры, ни в чем не виноваты...

 Алиса Ермакова