Новый польский президент Анджей Дуда в ходе своего первого государственного визита в Берлин 28 августа намерен обсудить с канцлером ФРГ Ангелой Меркель пути усиления давления на Россию, «чтобы в конечном итоге закончилась война и наступил долгосрочный мир».

 

Оно нам НАТО

 

«Другой вопрос заключается в том, как должно отреагировать НАТО на изменение геополитической обстановки возле восточных границ блока. Само собой разумеется, мы выступаем за усиленное присутствие НАТО в этом регионе, в том числе в Польше», – рассказал о своих мечтах и планах  Дуда в интервью немецкому изданию Bild.

 Заместитель председателя комиссии Сейма Польши по иностранным делам Витольд Ващиковский

Наша цель — возвращение к такой политике, которую сама канцлер Ангела Меркель декларировала в 2007 году, когда в Польше было правительство "Права и справедливости". Это означает, что в своей восточной политике, по дороге в Москву или на обратном пути (Меркель) всегда задерживалась бы в Варшаве, чтобы свою политику проконсультировать с польским правительством.

Впрочем, ничего неожиданного - о НАТО Дуда говорил еще после своей инаугурации в начале агуста. В другом интервью президент сетовал, что НАТО рассматривает Польшу не в качестве полноценного члена альянса, а своей буферной зоны. По его мнению, альянс пока не осознал «переход Польши от Востока к Западу» и «альянс должен быть здесь, чтобы защитить союз». Он подчеркнул, что если Польша и другие центральноевропейские государства формируют реальный фланг НАТО, то вполне логичным является вывод о размещении баз в этих странах.

Не исключено, что под «усиленным присутствием НАТО в регионе» польский президент может понимать увеличение военных расходов и военное усиление собственно самой Польши, но «под крышей» Североатлантического альянса.

В мае варшавская газета Rzeczpospolita сообщила о том, что польское руководство намерено выделить 36 млрд долларов на программу военной модернизации до 2020 года.

Предшественник Анджея Дуды на президентском посту Бронислав Коморовский в середине июля утвердил постановление, согласно которому военный бюджет на оборону будет увеличен до 2% ВВП. Как разъяснила тогда же премьер-министр Ева Копач, страна увеличит военные расходы до двух процентов ВВП уже с 2016 года.

Таким образом, Варшава выполняет бюджетное требование НАТО – о нем говорилось на саммите альянса в Уэльсе, но этого норматива придерживаются далеко не все европейские партнеры по НАТО, в том числе восточноевропейцы.

«Повышение расходов на армию – это посыл для союзников и ответная реакция на действия России, – разъяснял польской общественности Бронислав Коморовский. – Эти два процента – колоссальные усилия для правительства Польши. Я это понимаю, потому что всегда сложно понять, где средств необходимо добавить, а где сократить финансирование. Полагаю, что тенденция на увеличение военных расходов, учитывая ряд международных конфликтов, будет сохранена»

"В авангарде" исполнения натовских требований о 2% ВВП на оборону оказалась не только Польша, но и прибалты. В Латвии и Литве заговорили также о возможном восстановлении воинской повинности.  

 

Всегда готовы

 

Накануне США объявили, что в рамках «Инициативы по обеспечению европейской безопасности» в Европу будут переброшены четыре истребителя F-22 (пятого поколения). Всего в рамках «Инициативы» США выделяют Европе 1 млрд долларов и перебросят сотни единиц бронетехники.

«США предварительно разместят в семи европейских странах 250 танков, бронемашин и иной военной техники. Формирования в размере роты или батальона будут размещены, по крайней мере временно, в Болгарии, Эстонии, Литве, Латвии, Польше, Румынии и Германии», – говорил ранее шеф Пентагона Эштон Картер.

Постпред России при НАТО Александр Грушко уже отмечал, что НАТО фактически превращает ранее спокойный Балтийский регион «в сферу военного противостояния с Россией». «Все те усилия, которые приложили страны Балтии и Польша, чтобы заполучить на свою территорию иностранные войска, не укрепляют их безопасность. И с точки зрения военных балансов любое нарушение лишь увеличивает риски военных инцидентов и усиливает напряженность», – отмечал дипломат.

В мае прошлого года главнокомандующий объединенными вооруженными силами альянса в Европе генерал Филип Бридлав заявлял о том, что альянс может разместить на постоянной основе воинские контингенты в восточноевропейских странах. «Мы должны оценить нашу способность к быстрому реагированию, а затем и позиционирование наших войск, чтобы суметь отреагировать на развитие событий, которые мы видели сначала в Крыму, а теперь и на восточной границе Украины», – говорил генерал.

Размещение в странах Восточной Европы постоянных контингентов альянса противоречит «Основополагающему акту Россия – НАТО» от 1997 года, в котором говорится, что «НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».

В российской трактовке существенные боевые силы – это 3–5 тыс. человек, а по версии США – 10–20 тыс. В конце 2013 года американский контингент в Европе насчитывал около 80 тыс. военнослужащих.

 

 Ника Бажанова