21-22 мая в Риге пройдет очередная встреча "Восточного партнерства" Европейского Союза. Рижский саммит не решит конкретных проблем на нынешней или будущей территории еврозоны. Однако именно там участники надеются услышать от Европы четкие руководства к действию по дальнейшей евроинтеграции. Как предсказывают эксперты, эта встреча станет лакмусовой бумагой российско-европейских отношений.

 

Два экономических центра

 

Изначально «Восточное партнерство» провозглашало своей целью сглаживание противоречий между «старыми» и «новыми» членами Евросоюза. Однако постепенно Евросоюз начал «подтягивать» западные республики  бывшего СССР в зону своего влияния.

Заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин прямо заявляет, что «Восточное партнерство» задумывалось не столько ради освоения новых рынков, сколько для того, чтобы оторвать постсоветские государства от России. Ведь в Брюсселе неоднократно давали понять, что рассматривают продвигаемый Москвой Таможенный союз в качестве опасного конкурента. Фактически идет борьба между двумя соперничающими центрами освоения континентального пространства.

По мнению ряда экспертов, деятельность «Восточного партнерства» вступает в противоречие с российскими интеграционными проектами.

« То, что «Восточное партнерство» создавалось в пику российским интересам, это очевидно. В общем, этого никто и не скрывал. Это изначально был европейский проект по втягиванию стран бывшего Советского Союза, по крайней мере, его европейской части, в собственную орбиту влияния. Что касается возможных принятых решений на предстоящем саммите «Восточного партнерства», думаю, они в любом случае будут носить декларативный характер. Они не будут иметь прямого действия в реальности, но, конечно, с точки зрения развернутой в последнее время информационной войны против России они могут иметь определенное значение», - отметил генеральный директор Института Каспийского сотрудничества, президент Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев.

В итоге два экономических блока – "Восточное партнерство" и "Таможенный союз" могут разделить шесть стран: Украину, Молдавию, Грузию, Азербайджан, Армению и Белоруссию. Первые три уже постсоветские республики подписали ассоциативные договоры с Евросоюзом; последние – нет.

Светлана Глинкина, заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, директор филиала ИЭ РАН Международные экономические и политические исследования

Светлана Глинкина, заместитель директора по научной работе Института экономики РАН, директор филиала ИЭ РАН "Международные экономические и политические исследования" , «Динамического втягивания этих стран в экономическую орбиту Европейского союза не происходит. Это нужно признать как неудачу, потому что для этих стран попадание на европейский рынок – это мечта. А получение высоких технологий для модернизации своей экономики было бы важным инструментом. Однако ни того, ни другого мы сегодня констатировать не можем. Второе направление выстраивания особых отношений – заимствование постсоветскими государствами институтов Европейского союза. Институциональная адаптация прописана как условие и как результат в особых отношениях. Заимствуются законы, технические регламенты, и тд. Есть оценки польских экономистов, согласно которым частичное их заимствование должно обойтись государствам в 30-36% ВВП. Понятно, что у этих государств денег нет..

 

Опыт Украины

 

Постсоветским республикам стоило бы обратить внимание на опыт Украины по «Восточному партнерству». Кажется, процесс вхождения страны в Евросоюз будет вечным. «Восточное партнерство» лишь в самой отдаленной перспективе подогревает надежды на полноправное членство в ЕС.

Дефолт Украины уже негативно отразился на привлечении частных инвестиций по программам Евросоюза, в том числе по линии Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.

Нынешний дефолт снизит шансы Киева и на инвестирование в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, которую планировалось принять на рижском саммите.

Сами по себе программы, которые могли принести Украине инвестиции из ЕС, продолжат существовать, но убедить частных инвесторов, на которых делается главная ставка, в безопасности вложения их средств в дефолтную экономику станет чрезвычайно трудно, поэтому аккумуляция инвестиций будет подорвана.

Следует вспомнить и опыт Латвии. С момента вступления в ЕС в 2004 году в стране были высокие показатели экономического роста.  До 2008 года он составлял 12% в год. Однако падение ВВП в Латвии в 2009 году составило уже 18%. Из десяти стран расширения ЕС 2004 года только Польша может говорить об успешности экономических трансформаций и практически безболезненном прохождении экономического кризиса 2008-2009 гг. Для тринадцати стран явно маловато.

Построение отношений с постсоветским регионом без учета российских интересов — опасная геополитическая затея. Россия готова защищать свои интересы и русскоязычное население за рубежом. На каждое необдуманное решение Брюссель может получить очередной украинский кризис. Нужна ли ЕС такая политика соседства?

Дмитрий Линтер, правозащитник, советник исполнительного директора Военно-исторического общества,

Дмитрий Линтер, правозащитник, советник исполнительного директора Военно-исторического общества Европейский союз сейчас является вассалом США. Более-менее условную несогласованную политику пытается вести Германия. Есть один очень важный момент: США и Евросоюз ввели так называемое внешнее управление, поставив проверенные кадры на управление киевской власти. Они столкнулись с украинской реальностью - начались первые уходы в связи с тем, что есть несогласия с той линией, которую ведет украинское политическое руководство. Очевидно, это не приведет к серьезным сдвигам. Если какие-то решения и будут приняты, то без учета устройства Украины, без учета политической ситуации. Хунта она и есть хунта. Она взяла власть. С моей точки зрения, они только воевать и хотят, а не строить нормальные экономические отношения. У украинского руководства абсолютно неадекватное мышление: они хотят, чтобы кто-то за них решал их проблемы. С этой точки зрения, какие-то подачки, какие-то обещания будут даны, но серьезных изменений не будет .

 

Ожидания стран-участниц

 

Киев попытается использовать Рижский саммит для «признания войны на Востоке следствием агрессии России». Однако шансы на это не так велики.

Представитель Минэкономразвития Италии Федерико Айхберг отметил: «Начиная с феврал, Италия ясно и четко заявляет: Совет министров не будет голосовать за продление санкций».

Греция тоже не видит выгод Восточного партнерства. По сообщению Bloomberg News, премьер Алексис Ципрас намерен поднять тему финансовой помощи Греции на рижской встрече. Логика Афин понятна. 31 марта 2015 г. Европейский Совет предоставил €1,8 млрд Украине. Между 2010-2014 гг. была оказана финансовая помощь в размере €1,6 млрд. Евросоюз раздаривает деньги не членам объединения, но когда речь заходит о греческих долгах, министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле всячески блокирует компромисс.

Украина, Молдавия и Грузия призывают обозначить четкие «европейские перспективы» для стран «Восточного партнерства», в частности отмену виз. Из постсоветских республик Молдавия - «лидер по количеству внедренных в национальное законодательство директив Европейского союза» - уже имеет безвизовый режим с ЕС. В Кишиневе надеются на вступление в Евросоюз. Всемирный банк ставит под сомнение такую перспективу, указывая на высокий уровень коррупции, сопоставимый с «захватом ею государства».

Для Белоруссии, не имеющей договора о партнерстве и ассоциации с ЕС, более важны политические аспекты. Президент республики Александр Лукашенко призывает «избегать развития партнерства, направленного не на сотрудничество, а против кого-то [т.е. России и КНР — пояснил президент]». В МИД Белоруссии уже предупредили, если отдельные политики антироссийскую тему сделают главной, этот саммит может стать последним.

"Мы считаем важным, чтобы на встрече не были приняты никакие конфронтационные заявления, чтобы участники не заняли противоборствующую позицию. Это ложная идея, что надо делать выбор между Западом и Востоком. Оба направления важны", - сказала заместитель министра иностранных дел Белоруссии Елена Купчина в интервью венгерской газете Magyar Hirlap.

Для другого члена ЕАЭС, Армении, тоже важен баланс между двумя интеграционными объединениями. Развивая с Россией торгово-экономическое партнерство, Ереван попытается извлечь пользу от ЕС в политическом отношении. Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров считает, что «сотрудничество с ЕС отныне посвящено сотрудничеству в таких областях, как обеспечение прав человека, демократизация, улучшение системы государственной службы, взаимодействие по линии гражданского общества».

 Больших иллюзий не строят и в соседнем Азербайджане. Член комитета по международным делам Милли Меджлиса Расим Мусабеков отметил: «От заключения какого-либо соглашения в рамках Восточного партнерства [договора об ассоциации — К.Г.] Азербайджан на данном этапе не видит для себя никаких выгод». В Баку понимают, что экспортировать газ и нефть можно в рамках обычных международных договоров без выполнения «домашних заданий», предусмотренных Европейской Комиссией.

Рижский саммит станет лакмусовой бумагой российско-европейских отношений.

«Мы, конечно, будем следить за тем, как будет проходить саммит в Риге. Но уже очевидно, что наша реакция будет достаточно жесткой и принципиальной, поскольку мы видим, куда движется это партнерство и какие оттенки оно приобретает со стороны участников этой программы», - отметил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич

Латвия, которая на данный момент имеет статус председателя в Совете ЕС, намерена придать встрече антироссийский окрас.

«Это действительно будет саммит военного времени […] Очень важно добиться единой и решительной позиции ЕС, чтобы поддержать Украину, Молдавию и Грузию», - говорит министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс.

Так или иначе, все конфликты на пространстве стран-участниц программы ЕС "Восточное партнерство" найдут свое отражение в итоговой декларации. 

 

 

Марина Староверкина